17 апреля 2025 года министр иностранных дел Пакистана Исхак Дар посетил Дакку (Бангладеш) и провел переговоры со своим коллегой, министром иностранных дел Бангладеш Джашимом Уддином. Это был первый дипломатический контакт высокого уровня между двумя странами с 2010 года.
На протяжении всего периода становления Бангладеш как независимого государства и вплоть до 2010-х годов отношения между Пакистаном и Бангладеш были довольно теплыми. Пакистан официально признал Бангладеш в феврале 1974 года при премьер-министре Зульфикаре Али Бхутто. Это произошло после подписания Симлаского соглашения 1972 года и освобождения Бангладеш пакистанских военнопленных. В том же году Бхутто посетил Дакку, где выразил сожаление по поводу событий 1971 года и рассказал об экономическом сотрудничестве, хотя и не принес официальных извинений.
Отношения начали улучшаться в конце 1970-х и в 1980-х годах. В 1978 году Пакистан подарил Бангладеш четыре истребителя Shenyang F-6, продемонстрировав тем самым признаки военного сотрудничества. Две страны продолжали общаться во времена президента Мухаммада Эршада (1982-1990 гг.). Он посетил Пакистан в 1986 году, и во время визита обе стороны обсудили вопросы торговли и регионального сотрудничества. Эти обсуждения проходили в рамках СААРК, основанной в 1985 году. SAARC создала возможности для встреч и взаимодействия таких региональных лидеров, как Эршад и Зия-уль-Хак. Однако прогресс в отношениях между Бангладеш и Пакистаном был медленным. Одной из причин этого было то, что многие в Бангладеш (особенно Авами Лиг) по-прежнему были сосредоточены на поисках справедливости в отношении событий 1971 года. Они также предпочитали поддерживать более тесные связи с Индией. Ключевой момент наступил в июле 2002 года, когда президент Пакистана Первез Мушарраф посетил Дакку; это был первый визит главы пакистанского государства с 1974 года. У памятника Мученикам он выразил сожаление по поводу «эксцессов» 1971 года. БНП приветствовала это, но Авами Лиг сказала, что этого недостаточно. Кроме того, когда в 2009 году к власти вернулась Шейх Хасина, отношения стали более холодными. Ее правительство отдало приоритет связям с Индией и начало судебные процессы над людьми, обвиненными в помощи пакистанским военным в 1971 году. Пакистан раскритиковал эти процессы, назвав их политически мотивированными. Несмотря на то что объем торговли достиг 400-450 миллионов долларов, к 2010 году переговоры на высшем уровне в основном прекратились.
Новая элита. Правительство Бангладеш сменилось в августе 2024 года, когда протесты студентов сместили премьер-министра Шейх Хасину. В настоящее время Мухаммад Юнус, лауреат Нобелевской премии, возглавляет временное правительство. Юнус хочет, чтобы у Бангладеш были хорошие связи со многими странами, а не только с Индией. Его временное правительство разорвало связи с Нью-Дели, когда он раскритиковал Индию за предоставление убежища свергнутой Хасине и потребовал ее экстрадиции. В результате это открыло для Пакистана пространство (шанс) для сближения с Бангладеш. Эти изменения не просто реакция; они свидетельствуют о целенаправленной попытке пересмотреть национальную идентичность и внешнюю политику Бангладеш, отказавшись от зависимости от Индии и перейдя к более широкому региональному взаимодействию.
Бангладеш потребовал от Пакистана извинений за ущерб, нанесённый во время войны 1971 года. Пакистан, однако, не считает себя виновным в этих потерях. Тем не менее, это требование не должно рассматриваться Бангладеш как обязательное условие для восстановления отношений с Пакистаном, поскольку очевидно, что обе страны стремятся к возобновлению связей. Это также ясно прослеживается в их переговорах о восстановлении СААРК. СААРК – это Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, организация, аналогичная АСЕАН для региона.
Экономическое сотрудничество – одна из главных причин возобновления переговоров между Бангладеш и Пакистаном. Объем их двусторонней торговли уже превышает 1 миллиард долларов. Бангладеш экспортирует одежду, а Пакистан поставляет хлопок, рис и пшеницу. Благодаря новому временному правителю М.Юнусу в феврале 2025 года они возобновили прямую торговлю, поставив крупную партию риса, что свидетельствует об укреплении экономических связей. Также планируется наладить прямые воздушные рейсы и упростить визовые процедуры, чтобы расширить возможности сообщения.
Фактор Китая. За этим процессом ощущается скрытое влияние Китая. Пакистан остаётся близким союзником Пекина, в то время как Бангладеш в значительной степени зависит от китайских инвестиций в инфраструктурные проекты, такие как дороги, порты и другие. Обе страны – Пакистан и Бангладеш – могут действовать в соответствии с геостратегическими интересами Китая в Южной Азии. Прочные связи между ними могут стать мощным стимулом для инициативы Китая «Один пояс – один путь». Такое сближение является тревожным сигналом для Индии, указывая на изменение баланса сил в регионе в пользу Китая. Поэтому Индия внимательно следит за этими переговорами. Особенно после того, как Индия недавно отменила соглашение о транзитной торговле с Бангладеш, экономические связи между двумя странами ослабли. Это решение нанесло серьёзный ущерб экспортной отрасли Бангладеш в сфере одежды, оцениваемой в 39 миллиардов долларов, и негативно сказалось на их взаимном экономическом доверии.
Влияние на ЦA. Роль Пакистана как транзитного узла для бангладешских товаров из Афганистана может укрепить экономические связи с центральноазиатскими странами, такими как Узбекистан и Туркменистан. Афганистан служит воротами в Центральную Азию. Обе страны уже сосредоточены на этом регионе. Усиленное сотрудничество может стимулировать совместные проекты в сфере энергетики или инфраструктуры. Кроме того, инициатива Китая «Один пояс – один путь» может связать Бангладеш и Пакистан с рынками Центральной Азии. Таким образом, могут появиться новые торговые маршруты.
Фирдавс Азимкулов
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.