Комментарий

outputs_in

Комментарий

03 ноября, 2025

Чем обернется для Узбекистана строительство ж/д “Мазари-Шариф-Герат»?

Афганистан, Иран и Турция договорились о совместном строительстве железной дороги «Герат-Мазари-Шариф». Соглашение было достигнуто 22 октября 2025 года на полях Региональной ассамблеи Международного союза железных дорог в Стамбуле. Согласно источникам, каждая сторона задействует финансовые, технические и кадровые ресурсы для реализации проекта. Его технико-экономическое обоснование, стоимостью $10 млн, планируется завершить к марту 2026, а еще через год провести грузовые испытания новой транспортной артерии.   Расширение железнодорожных путей вдоль северных афганских провинций вписывается в геополитический контекст современной динамики развития межконтинентальной связности по оси «Восток-Запад», где Афганистану отведена роль одного из ключевых транзитных хабов Евразии. Данный процесс знаменует очередную веху в практическом воплощении концепта Железнодорожного коридора пяти наций (ЖКПН), инициированного в начале нулевых. 2100-километровый маршрут с единой колеей 1435 мм пересекает границы Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Ирана с дальнейшим выходом в Турцию и зону Евросоюза. ЖКПН призван обеспечить кратчайшее сухопутное соединение между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой, составив серьезную конкуренцию всем ныне существующим транзитным маршрутам из Китая в ЕС через Центральную Азию. Такое развитие может иметь долгосрочные последствия для Узбекистана и его транзитных возможностей.   Теоретически запуск железной дороги от Герата до Мазари-Шарифа предоставит Ташкенту дополнительный доступ к иранской дорожно-транспортной и портовой инфраструктуре в обход Туркменистана. Однако данное преимущество не возымеет должного эффекта без участия страны в развитии Коридора пяти наций, а наоборот будет способствовать перераспределению потенциального грузопотока по оси «Китай-Европа-Китай» в пользу Ирана и Таджикистана.     Первый важный шаг в реализации стратегической инициативы FNRC сделал Тегеран запустив в 2007 году со своей территории строительство железнодорожной линии «Хаф-Герат», протяженностью 225 км. Ожидается, что ее заключительный четвертый участок будет сдан в эксплуатацию к следующему году. Финализация проекта позволит Афганистану и Ирану пропускать через общую границу до 3 млн тонн грузов в год, большую часть которых составят транзитные потоки. В марте 2025 года по маршруту «Хаф-Герат» в ЕС отправлено 200 тонн афганской продовольственной продукции. В перспективе, при расширении железнодорожного полотна на северо-восточные провинции Афганистана, далее в Таджикистан и Кыргызстан, грузопотоки могут пойти в обратном направлении с конечной доставкой на рынок Китая.   За счет существенного сокращения транзитного времени и расстояния новый маршрут очевидно станет более предпочтительным в сравнении с транспортными коридорами, проходящими через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан на Запад. Эти три республики Центральной Азии активно вовлечены в процесс формирования Южного железнодорожного коридора в ЕС через Иран и Турцию. Согласно оценкам, сопряжение железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», строительство которой стартовало в апреле 2025 года с Южным коридором позволит сократить торговый путь между Восточной Азией и Европой на 900 км, что предоставит Ташкенту важное конкурентное преимущество в сфере межрегиональных транзитных перевозок. Однако в случае дальнейшей активизации Коридора пяти наций Узбекистан рискует лишиться такой возможности.      В упредительных целях рекомендуется рассмотреть перспективу создания железнодорожного коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Таджикистан-Узбекистан» с его возможным расширением на Афганистан и Иран, что позволит смягчить последствия активизации ЖКПН для Узбекистана, превратив страну в одного из бенефициаров проекта железной дороги «Мазари-Шариф-Герат».   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

29 октября, 2025

Итоги IV Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая

В Пекине завершилась IV пленарная сессия ЦК КПК 20-го созыва, на которой утверждены «Рекомендации по разработке 15-го пятилетнего плана социально-экономического развития КНР (2026–2030 гг.)». Пленум подтвердил курс на высококачественный рост, инновационную модернизацию и технологическую самодостаточность как стратегические приоритеты национального развития.   24 октября на пресс-конференции Госсовета КНР представители профильных ведомств обозначили ключевые цели нового плана: устойчивый экономический рост, углубление реформ и открытости, развитие культуры и экологической цивилизации, укрепление национальной безопасности и возрождение села.   По словам Ханя Вэньсю (исполнительный заместитель заведующего Канцелярией Центральной финансово-экономической комиссии — Central Financial and Economic Affairs Commission, CFEAC), особое внимание уделено модернизации аграрного сектора, повышению качества производства и созданию современной сельской инфраструктуры.   Согласно данным Государственного статистического управления Китая (National Bureau of Statistics, NBS) и публикации Peking Ensight (18 октября 2025 г.), экономика КНР в первом полугодии 2025 года выросла на 5,3 %, превысив целевой показатель «около 5 %». Рост экспорта на 6,9 %, розничных продаж на 4,6 % и промышленного производства на 6,2 % подтверждает эффективность мер стимулирования внутреннего спроса и промышленного роста.   Эксперты Центра анализа Китая при Азиатском обществе (Center for China Analysis, Asia Society) отмечают, что Китай «удваивает ставку на инновации», стремясь снизить внешнюю зависимость и повысить производительность. В центре внимания — формирование «новых качественных производительных сил» на основе оригинальных технологий, цифровизации и искусственного интеллекта.   Министр науки и технологий Инь Хэцзюнь обозначил четыре приоритета: развитие фундаментальных исследований, прорыв в критических технологиях, интеграцию науки и производства, а также подготовку научных кадров.   По оценке аналитиков Института исследований современной Китая MERICS, по итогам IV пленума Китай «делает двойную ставку на инновации и высокие технологии», продолжая курс на научно-технологическую самодостаточность и самоусиление.   Глава Государственного комитета по развитию и реформам КНР (National Development and Reform Commission, NDRC) Чжэн Шаньцзе подтвердил задачу создания современной индустриальной системы, включающей модернизацию традиционных отраслей, развитие новых секторов, укрепление сферы услуг и инфраструктуры.   По данным комитета, государственные фонды в объёме 500 млрд юаней должны мобилизовать до 5 трлн юаней инвестиций, включая 600 млрд в четвёртом квартале 2025 года. Такой подход, как отмечают эксперты, открывает возможности для привлечения иностранных партнёров, включая страны Центральной Азии, к проектам в области промышленной, энергетической и транспортной модернизации.   Для внешних партнёров, особенно Центральной Азии, стратегический вектор Китая имеет практическое значение. Он открывает новые перспективы индустриальной кооперации, цифровизации, «зелёных» инвестиций и аграрного партнёрства. Развитие высокотехнологичных и сельскохозяйственных кластеров в Китае может способствовать обмену опытом и технологиями в сферах агротехнологий, водосбережения и переработки сельхозпродукции.   Укрепление внутреннего потребления и ориентация на качественный импорт создают дополнительный спрос на продукцию из Центральной Азии, включая сельхоз- и текстильный экспорт из Узбекистана, а инициатива «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative, BRI) обеспечивает новые возможности для транзитных и инфраструктурных проектов.   Значительная часть пленума была посвящена внутрипартийной дисциплине и кадровым перестановкам. Подтверждён курс на «строгий внутрипартийный контроль» и борьбу с коррупцией.   В состав Центрального военного совета введён генерал Чжан Шэнмин, при этом ряд высокопоставленных военных и гражданских лиц, включая генерала Хэ Вэйдуна и экс-министра сельского хозяйства Тан Жэньцзяня, исключены из партии.   По оценке Центра анализа Китая при Азиатском обществе (Center for China Analysis, Asia Society), подобные меры свидетельствуют не о слабости, а о консолидации власти Си Цзиньпина, направленной на укрепление управляемости и партийной дисциплины.   Согласно данным Reuters, эти отставки стали частью крупнейшей военной чистки последних лет, нацеленной на восстановление дисциплины и управляемости командных структур.   Аналитики Института стратегических исследований «За горизонтом» (Beyond the Horizon International Strategic Studies Group, BtH/ISSG) и Института изучения войны (Institute for the Study of War, ISW) считают, что антикоррупционная кампания в военном секторе носит системно-управленческий характер и направлена на укрепление вертикали командования и институциональной эффективности Народно-освободительной армии Китая.   Во внешнеэкономической части пленум подтвердил приверженность открытости и многосторонней торговле. Министр коммерции Ван Вэньтао объявил о расширении доступа на рынок услуг, снятии ограничений в ряде отраслей и поощрении зарубежных инвестиций.   Как отмечает новостное агентство Синьхуа, с 18 декабря 2025 года на острове Хайнань вступают в силу новые таможенные правила, предусматривающие нулевые тарифы для 74 % товарных позиций — шаг к созданию полноценного свободного порта и стимул к трансграничной торговле.   В публикации газеты «Жэньминь жибао» (People’s Daily) под псевдонимом Чжун Цайвэнь (официальное обозначение Секретариата Центральной финансово-экономической комиссии — Central Financial and Economic Affairs Commission, CFEAC) подчёркивается, что «новая философия развития Китая имеет глобальное значение: она не только подходит самой стране, но и предлагает надёжное решение для мировых проблем».   Китай позиционирует себя как защитника многосторонней системы торговли и намерен «придать определённость мировой экономике», создавая более устойчивую внешнюю среду для совместного развития.   В целом, итоги IV пленума подтвердили устойчивость курса Пекина на внутреннюю модернизацию, технологическое самоусиление и открытую интеграцию в мировую экономику. Для Центральной Азии это означает расширение сотрудничества с одним из ведущих центров инновационного роста и возможность участия в новых индустриальных, цифровых и зелёных проектах, формирующих прагматичную и взаимовыгодную архитектуру регионального развития.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

28 октября, 2025

Европейский союз и Узбекистан укрепляют стратегическое партнерство

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию роста роли Центральной Азии в глобальной политике и мировой экономике. Так, Европейский союз на первом в истории саммите в формате ЕС и государств Центральной Азии 4 апреля 2025 года в городе Самарканд уже обозначил готовность поддерживать страны региона в продвижении реформ, развитии экономики и повышении международной конкурентоспособности. Это соответствует интересам Узбекистана, который проводит масштабную программу модернизации и укрепления регионального взаимодействия.   Принятая на этом Самаркандском саммите декларация создала основу для дальнейшего углубления взаимодействия. Она заложила чёткие ориентиры, которые сегодня получают практическое воплощение в ходе официальных визитов высокого уровня и заключении новых соглашений между Узбекистаном и Европейским союзом, что особенно ярко проявилось во время подписания Расширенного соглашения о партнёрстве и сотрудничестве 24 октября 2025 года в городе Брюсселе.   Подписание нового соглашения открывает новую страницу в укреплении взаимного доверия и развитии долгосрочного взаимодействия, так как оно открывает возможности не только для расширения политического диалога и экономического взаимодействия, но также позволит активизировать международное сотрудничество Узбекистана с ЕС в области безопасности, устойчивого развития и инновационной трансформации.   Выделим, что Расширенное соглашение о партнёрстве и сотрудничестве опирается на приверженности основным нормам международного права. В частности, подтверждается взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, а также готовность строить партнерство в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.   Такой подход закрепляет международно-правовые гарантии и повышает предсказуемость политического взаимодействия. Укрепление диалога на принципах равноправия и уважения суверенитета доминирует в повестке внешней политики Узбекистана новой эпохи и получает широкую поддержку в международном сообществе.   Важное внимание уделено расширению условий для торговли и инвестиций. Узбекистан успешно завершил переговоры с Европейским союзом по вопросам доступа к рынкам товаров и услуг в рамках процесса присоединения к Всемирной торговой организации. Поддержка со стороны Европейского союза способствует дальнейшей интеграции страны в международные экономические цепочки и создаёт предпосылки для повышения конкурентоспособности экономики.   Особое значение получает сотрудничество в области критически важных сырьевых материалов, энергетической эффективности и развития современных производственных мощностей. Это соответствует стратегическим задачам страны по диверсификации экономики и привлечению высокотехнологичных инвестиций.   Отметим и публичную готовность сторон активизировать проекты цифровой трансформации, а также содействовать развитию устойчивой транспортной инфраструктуры. Партнерство в рамках инициативы «Global Gateway» открывает возможности для расширения транзитного потенциала Узбекистана, укрепления его роли связующего звена между Европой и Азией и повышения значимости Транскаспийского маршрута в международной логистике.   Современные вызовы в области безопасности приобретают все более трансграничный характер. В этой связи стороны договорились расширять взаимодействие по вопросам кибербезопасности, борьбы с терроризмом, нелегальной миграцией и гибридными угрозами. Успешность такого сотрудничества во многом определяет устойчивость развития всего Центральноазиатского региона.   Экологическое измерение становится одним из фундаментальных элементов двусторонней повестки. Европейский союз положительно оценивает усилия Узбекистана по улучшению экологической ситуации и рациональному использованию природных ресурсов. Поддержка проектов по восстановлению экосистемы Приаралья и водно-энергетической кооперации укрепляет международную солидарность в решении глобальных климатических задач.   Отдельное внимание уделяется и укреплению общественных обменов, взаимодействию молодежи, расширению академических контактов и продвижению культурного диалога. Это формирует устойчивую гуманитарную основу стратегического партнерства. Участие гражданского общества способствует укреплению доверия, лучшему пониманию ценностей и традиций и развитию разнообразных форм международного сотрудничества.   Таким образом, можно выделить, что подписанный документ фиксирует новый уровень взаимодействия между Республикой Узбекистан и Европейским союзом. Развитие сотрудничества с ним подтверждает, что Узбекистан уверенно следует курсом открытости миру и расширения внешнеполитических горизонтов. Этим самым продолжается и укрепляется основа для долгосрочной интеграции в глобальную экономику, модернизации государственного управления и внедрения инновационных стандартов устойчивого развития.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

28 октября, 2025

Организация тюркских государств: стратегические интересы Узбекистана и новая геополитическая динамика

Автор: Зулхумор Махмудова   В последние годы в международных отношениях наблюдается перераспределение геополитических центров силы, формирование новых региональных блоков и стратегических союзов. Этот процесс побуждает страны Центральной Азии усиливать многовекторность своей внешней политики. В этих условиях Организация тюркских государств (ОТГ) становится всё более значимой интеграционной платформой, объединяющей тюркский мир в политическом, экономическом и культурном измерениях. Узбекистан активно участвует в этом процессе, продвигая свои национальные интересы через укрепление сотрудничества в рамках организации.   Двенадцатый саммит ОТГ, состоявшийся 9 октября 2025 года в Габале (Азербайджан), ознаменовал начало нового стратегического этапа в деятельности организации. Основные обсуждаемые вопросы — региональная безопасность, развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, расширение торговых связей и энергетическая интеграция — способствовали укреплению роли ОТГ как сбалансированной и взаимовыгодной модели сотрудничества в глобальной политике.   В своём выступлении Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул необходимость укрепления солидарности между тюркскими государствами, вывода торгово-экономического взаимодействия на новый уровень, а также расширения совместных проектов в сфере «зелёной энергетики» и цифровой экономики. Его тезис о том, что «Тюркский мир представляет собой цивилизационное пространство, сформированное на основе общей истории, культуры и языка», отражает концептуальный подход внешней политики Узбекистана, в которой региональная интеграция рассматривается как неотъемлемая часть национального развития.   Габалинский саммит обозначил новый этап политической консолидации ОТГ. Узбекистан, сохраняя баланс сил в организации, позиционирует себя как центр региональной стабильности и прагматического сотрудничества. Инициативы Узбекистана — в частности, создание Тюркского инвестиционного фонда и интеграция транспортно-логистических коридоров — демонстрируют нацеленность на достижение практических результатов в деятельности организации.   Особое место в рамках ОТГ занимает стратегическое партнёрство между Узбекистаном и Турцией. Трёхсторонняя встреча Узбекистана, Турции и Азербайджана, прошедшая в январе 2025 года в Анкаре, стала важным поворотным моментом. Подписанная в ходе встречи Анкарская декларация предусматривает углублённую интеграцию в сферах торговли, инвестиций, транспорта и энергетики. Договорённости об ускорении реализации проектов Транскаспийского международного транспортного маршрута и Зангезурского коридора стали важным шагом на пути формирования стратегического транспортного соединения между Европой и Азией через страны ОТГ.   Сегодня отношения между Турцией и Узбекистаном переходят от уровня стратегического партнёрства к союзническому взаимодействию. Это, с одной стороны, свидетельствует о росте взаимного доверия и близости, а с другой — указывает на формирование координационной модели лидерства внутри ОТГ. Принимая во внимание экономический потенциал, человеческий капитал и геоэкономическое положение Узбекистана в Центральной Азии, страна формирует взаимодополняющий стратегический синергизм с Турцией.   Современный этап развития ОТГ показывает, что организация становится не только культурно-цивилизационным, но и геоэкономическим блоком. Взаимный товарооборот между странами-членами в 2024 году превысил 42 млрд долларов, что подтверждает практические результаты экономической интеграции. Узбекистан превращается в ключевой транзитный узел, рассматривая расширение выхода к Турции и Европе через Каспийское море в качестве приоритетного направления.   Узбекистан также продвигает новые инициативы в области цифровой дипломатии, молодёжного взаимодействия и научно-образовательного сотрудничества. Создание в Ташкенте Дипломатической академии тюркских государств направлено на подготовку кадров, согласование внешнеполитических курсов и укрепление дипломатического диалога в рамках ОТГ.   Среди документов, принятых на Габалинском саммите, — «Транспортная стратегия тюркского мира», «Концепция энергетического сотрудничества» и «Программа молодёжной интеграции», которые находятся в гармонии с концептуальными инициативами Узбекистана. Это наглядно демонстрирует интеллектуальную и инициативную роль Узбекистана в развитии ОТГ в последние годы.   Деятельность Узбекистана в ОТГ строится на прагматическом подходе: инициатива подкрепляется практическими результатами. Так, идеи «транспортной дипломатии» и «зелёного развития», выдвинутые на Самаркандском (2022) и Астанинском (2023) саммитах, получили конкретное воплощение в Габале (2025).   В заключение следует отметить, что Организация тюркских государств сегодня является институциональной основой многостороннего сотрудничества тюркских стран и превращается в устойчивый и сбалансированный центр силы в новой региональной системе. Узбекистан выделяется в этом процессе своей инициативной, уравновешенной и практичной внешней политикой. Укрепление стратегического партнёрства с Турцией, развитие транспортно-логистических проектов с Азербайджаном и расширение экономической интеграции с Казахстаном и Кыргызстаном формируют образ Узбекистана как «мостового государства» внутри ОТГ.   Таким образом, активная деятельность Узбекистана в рамках ОТГ отражает не только региональные интересы страны, но и её возрастающую роль как дипломатического центра, выражающего коллективные интересы тюркского мира в контексте меняющегося глобального геополитического баланса.     Зулхумор Махмудова – докторантка второго года обучения по специальности Международные отношения: политические проблемы мирового и регионального развития Университета мировой экономики и дипломатии. Её научные исследования направлены на анализ внешней политики, процессы региональной интеграции в тюркском мире и геополитическую динамику в Центральной Азии. Особое внимание она уделяет стратегической роли Узбекистана в Организации тюркских государств (ОТГ) и участию страны в формировании новых транспортно-логистических и торговых связей. З. Махмудова является автором ряда научных и аналитических статей, посвящённых геополитической трансформации Центральной Азии, эволюции ОТГ и многовекторной внешней политике Узбекистана. Её текущий диссертационный проект носит название «Региональное сотрудничество в рамках Организации тюркских государств и стратегические интересы Узбекистана». З. Махмудова активно участвует в научных семинарах и международных конференциях, посвящённых вопросам региональной безопасности, международных отношений и дипломатии. Её научный подход направлен на объединение теоретико-методологических основ международных отношений с прикладным аналитическим исследованием.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

12 октября, 2025

Значение Габалинской декларации для Центральной Азии

На очередном саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в Габале (Азербайджан) главы государств подписали Декларацию 12-го Саммита. В ключевых положениях декларации отражены намерения развивать политическое и внешнеполитическое сотрудничество, акцентировать внимание на транспортно-логистических коридорах, энергетике и «зелёных» инициативах, продвигать цифровизацию, уделять внимание культурно-гуманитарным аспектам и усиливать институциональный потенциал Организации.   Для Центральной Азии, выступающей в роли регионального узла между Китаем, Кавказом, Средним Востоком и Турцией, декларация создаёт практическую рамку, в которой страны могут активнее включаться в интеграционные проекты и стратегические инициативы. Центральная Азия по своему положению располагается на пересечении многих маршрутов, связывающих Восток и Запад. Это создаёт базу для того, чтобы страны региона нарастили логистические потоки, уменьшили затраты на перевозки и повысили привлекательность своего пространства как «моста» между Азией и Европой.   Декларация акцентирует внимание и на необходимость создания «зелёных коридоров», поддержки проектов возобновляемой энергетики, реализации «зеленой трансформации» и развития цифровых платформ. Для стран Центральной Азии такие совместные меры могут приносить ощутимые выгоды, особенно если объединить ресурсы, научные знания и технологии.   Декларация также подчёркивает важность экономической интеграции и инвестиций, заявляя о намерении активизировать соглашения по услугам и инвестиционной деятельности между странами ОТГ и усилить вклад его Инвестиционного фонда. Страны Центральной Азии могут воспользоваться этим, развивая межрегиональные цепочки добавленной стоимости, улучшая условия для иностранных инвестиций и укрепляя малый и средний бизнес.   В целом, в рамках Габалинской декларации Центральная Азия приобрела еще один шанс на более плотную транспортную интеграцию с Кавказом, Каспием, Турцией и далее в Европу и Азию. То есть, возможен рост двусторонней и многосторонней торговли, снижение логистических издержек, усиление узлов транзита. Совместные инициативы в «зелёной» энергетике, в обеспечении водной безопасности и обмене технологиями возобновляемой энергии могут стать драйверами устойчивого развития. На фоне этого Центральная Азия может укрепить роль связующего региона между Востоком и Западом, погружаясь в трансконтинентальные маршруты, предусмотренные декларацией. Уровень институционального взаимодействия между странами может подняться благодаря появлению новых платформ, координации между министерствами и ведомствами, благодаря непрерывному сотрудничеству, а не эпизодическим встречам.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

12 октября, 2025

Первая женщина-премьер-министр Японии и ее видение внешней политики

Историческая победа для Японии 4 октября 2025 года Санаэ Такаити одержала победу на выборах президента Либерально-демократической партии (ЛДП), опередив Синдзиро Коидзуми со счетом 185 голосов против 156 во втором туре. Благодаря этой победе она стала первой женщиной-премьер-министром Японии, что стало переломным моментом в политической истории страны. Выборы лидера партии последовали за отставкой Сигэру Исибы и проходили на фоне снижения доверия общественности к ЛДП, которая сталкивалась с растущим давлением с целью восстановления экономической стабильности и укрепления позиций Японии на мировой арене.   «Я вошла в историю ЛДП», — сказала Такаити после объявления результатов. «Вместо того, чтобы праздновать, я чувствую тяжесть многих предстоящих вызовов, с которыми я должна справиться вместе с вами».   Выборы и кандидаты Выборы лидера ЛДП проходят по двухтуровой системе, сочетающей голоса членов парламента и рядовых членов партии: 590 голосов в первом туре и 342 — во втором. Кандидаты должны быть действующими депутатами ЛДП с не менее чем 20 парламентскими номинациями. В выборах 2025 года участвовали Санаэ Такаити, Синдзиро Коидзуми, Йосимаса Хаяси, Такаюки Кобаяси и Тосимицу Мотеги. Победа Такаити стала результатом консолидации консервативных фракций, ее четкой позиции по вопросам национальной безопасности и широкой поддержки со стороны региональных партийных организаций, что отражает сдвиг внутри ЛДП в сторону идеологической преемственности наследия Синдзо Абэ в сочетании с акцентом, который Такаити делает на экономической устойчивости и технологическом суверенитете.   После объявления результатов Такаити заявила, что испытывает не радость, а тяжесть предстоящей ответственности, подчеркнув необходимость оздоровления партии и преобразования общественной тревоги в надежду посредством реформ. В 64 года она добилась успеха с третьей попытки, представляя наиболее консервативное крыло партии. Ее политическая карьера началась в 2006 году при премьер-министре Синдзо Абэ в качестве министра по делам Окинавы и северных территорий, позже она занимала должности министра по вопросам гендерного равенства и министра внутренних дел и коммуникаций.   Такаити, которую часто называют «железной леди» Японии, восхищается стилем руководства Маргарет Тэтчер и выступает за пересмотр конституции с целью явного признания Сил самообороны Японии «вооруженными силами». В экономической сфере она продвигает быстрые меры по борьбе с инфляцией, отдавая предпочтение гибкой налоговой политике, сочетающей снижение подоходного налога и компенсации, а не немедленное снижение налога на потребление.   Приоритеты внешней политики: безопасность и суверенитет   Оборона и конституционная реформа Правительство Такаити планирует продолжить увеличение расходов на оборону до более 2% ВВП, с основными инвестициями в противоракетную оборону, кибербезопасность и космические возможности. Она также выступает за пересмотр статьи 9 Конституции Японии, чтобы официально признать право страны на самооборону — смелый шаг, отражающий ее приверженность «миру через силу».   Китай и Тайвань Такаити обещает занять твердую сдерживающую позицию по отношению к Китаю, усиливая при этом сотрудничество с США и союзными странами. Ее открытое взаимодействие с Тайванем, представленное как поддержка демократии и стабильности, уже вызвало осторожную реакцию Пекина, призывающего Токио «действовать осмотрительно».   Укрепление союза между США и Японией Альянс между США и Японией остается центральным элементом ее стратегии. Она планирует расширить сотрудничество в области оборонных технологий, развития талантов и безопасности цепочек поставок, а также углубить трехстороннее сотрудничество с Южной Кореей и Австралией, несмотря на сохраняющиеся исторические противоречия.   Расширение региональной дипломатии Такаити стремится усилить лидерскую роль Японии в Индо-Тихоокеанском регионе, участвуя в деятельности АСЕАН, QUAD и G7. Ее администрация продолжит гуманитарное и инфраструктурное сотрудничество в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, а также возобновит диалог с Ближним Востоком по вопросам энергетической безопасности и свободы судоходства. Кроме того, она стремится к укреплению партнерских отношений со странами Центральной Азии, особенно в области развития энергетики, цифровой инфраструктуры и обмена человеческим капиталом в рамках концепции «Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион», направленной на поддержку региональной стабильности и уравновешивание внешнего влияния в Евразии.   Новая эра лидерства Избрание Такаити символизирует как преемственность, так и преобразования: преемственность в стратегическом курсе Японии, установленном при Синдзо Абэ, и преобразования благодаря ее исторической роли в качестве первой женщины-лидера Японии. Ее акцент на обороне, технологиях и устойчивости подчеркивает решимость позиционировать Японию как проактивную, безопасную и основанную на ценностях демократию в условиях растущей напряженности в мире.   Примечательно, что 4 октября бывший премьер-министр и влиятельный деятель Либерально-демократической партии (ЛДП) Таро Асо сделал важный политический шаг, призвав около 43 членов своей фракции «Сикокай» поддержать Санаэ Такаити во втором туре выборов лидера партии, что значительно укрепило ее позиции в ЛДП.   В то же время Асо традиционно рассматривает Центральную Азию как ключевой вектор внешней политики Японии в рамках своей концепции «дипломатии Шелкового пути». Он последовательно продвигает диалог «Центральная Азия + Япония», направленный на укрепление двустороннего и многостороннего взаимодействия, обеспечение региональной стабильности, развитие транспортных и логистических коридоров (включая южный маршрут через Афганистан) и расширение сотрудничества в области энергетики, инфраструктуры и безопасности.   В ближайшие месяцы Такаити предстоит проверить свою способность балансировать между активной дипломатией и экономической стабильностью. Ее руководство, вероятно, переопределит позицию Японии в регионе — укрепит союзы, будет продвигать инновации и защищать демократические ценности — при этом выстраивая сложные отношения с Китаем и соседними державами. Мир наблюдает за тем, как первая женщина-премьер-министр Японии выходит на мировую арену, а ее администрация обещает новую эру решимости, ответственности и возрождения.   Иммиграционная политика Японии и политическая динамика при Санаэ Такаити Регулирование статуса иностранных резидентов, которое стало центральным вопросом во время июльских выборов в Палату советников, остается одной из наиболее актуальных тем в современной японской политике. Санаэ Такаити, недавно избранная президентом Либерально-демократической партии (ЛДП), уделяет приоритетное внимание ужесточению иммиграционной политики, подчеркивая меры по борьбе с нелегальным проживанием и регулированию приобретения земли иностранными гражданами. Ее позиция близко совпадает с позицией Партии инноваций Японии (Ишин) и Демократической партии для народа (ДПН), что создает потенциальные возможности для межпартийного сотрудничества в продвижении этих инициатив.   В то же время позиция партии Комейто, коалиционного партнера ЛДП, которая уделяет больше внимания сосуществованию с иностранными резидентами, чем ужесточению ограничений, может стать источником напряженности внутри правящего альянса. Лидер Комейто Тэцуо Сайто уже выразил обеспокоенность, подчеркнув необходимость достижения консенсуса по ключевым принципам политики в отношении иностранных резидентов для поддержания стабильности коалиции.   Такаити объявила о своем намерении укрепить Управление по содействию сосуществованию с иностранными гражданами и увеличить штат Агентства иммиграционных служб для усиления возможностей по обеспечению соблюдения законов. В своей речи, произнесенной в день объявления о президентских выборах, Санаэ Такаити начала с упоминания инцидента, в котором иностранный гражданин якобы пнул оленя в парке Нара в ее родном городе, тем самым символически продемонстрировав свою твердую решимость ужесточить иммиграционную политику Японии.   Оппозиционные партии также высказались в поддержку более строгих мер контроля и введения закона о борьбе со шпионажем, в результате чего вопросы миграции и национальной безопасности, вероятно, станут центральными темами будущих политических дебатов в Японии.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.