Комментарий

outputs_in

Комментарий

20 марта, 2025

Сравнительный анализ стратегий цифровизации Эстонии и Финляндии

Комментарий подготовлен под руководством Муштарий Усмоновой   В комментарии авторства Парвины Кучмуродовой, студентки четвертого курса Университета мировой экономики и дипломатии и стажера Центра европейских исследований ИПМИ, представлен сравнительный анализ стратегий цифровизации Эстонии и Финляндии. Она рассматривает, как эти две страны стали мировыми лидерами в области цифрового управления, каждая из которых применяет различные, но весьма эффективные подходы к интеграции цифровых технологий в государственное управление, бизнес и повседневную жизнь. В то время как Эстония стала пионером радикальных цифровых преобразований благодаря своей инфраструктуре электронного правительства (например, системе обмена данными X-Road и программе электронного резидентства), Финляндия ставит во главу угла доступность цифровых технологий, надежную инфраструктуру ИКТ и тесную интеграцию бизнеса.   Анализ позволяет выделить ключевые различия: Эстония делает акцент на комплексных цифровых государственных услугах и глобальном охвате через инициативы по обмену знаниями, а Финляндия - на цифровой грамотности, доступности широкополосной связи и благоприятной для бизнеса цифровой политике. Автор также рассматривает, как эти две страны сотрудничают, в частности, через общие трансграничные цифровые структуры, демонстрируя приверженность развитию цифровизации за пределами национальных границ. Сравнивая эти модели, автор комментария предлагает понимание того, как различные национальные условия формируют цифровую политику, и дает ценные уроки для других стран, стремящихся усовершенствовать свое цифровое управление и модернизировать экономику.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

17 марта, 2025

Эволюция глобальной геополитической динамики и ее влияние на политику Турции в Центральной Азии

В комментарии М. Чюнейта Озшахина, доктора философии, приглашенного научного сотрудника Центра американских исследований, рассматривается эволюционирующая внешняя политика Турции в отношении Центральной Азии в контексте меняющейся глобальной геополитической динамики. Автор утверждает, что позиционирование Турции в регионе находится под влиянием политики крупных держав, включая Россию, Китай, ЕС и США. Он утверждает, что Турция перешла от традиционно западноцентричного подхода к более автономной внешней политике, взаимодействуя с множеством игроков, балансируя при этом между своими историческими союзами. Доктор Озшахин подчеркивает, что кризис на Украине, смена режима в Сирии и изменения в политике США при Дональде Трампе являются значительными факторами, формирующими региональную стратегию Турции.   Автор рассматривает продолжающееся влияние России в Центральной Азии и то, как ее участие в Украине и Сирии влияет на ее региональное положение. Доктор Озшахин утверждает, что Турция занимает двойственную позицию в отношении украинского конфликта, выступая посредником между Москвой и Киевом и одновременно оказывая Украине военную поддержку. Он также обсуждает, как недавняя поддержка Турцией сирийских оппозиционных сил после падения режима Асада может ухудшить ее отношения с Россией. Кроме того, он отмечает, что вызовы Москвы в этих конфликтах создают вакуум власти в Центральной Азии, который Китай активно заполняет с помощью экономических инициатив, таких как инициатива «Пояс и путь», наряду с укреплением связей с Турцией.   Далее эксперт рассматривает, как президентские выборы в США в ноябре 2024 года и возвращение Трампа к власти могут повлиять на глобальную политику, включая Центральную Азию. Он утверждает, что политика Трампа свидетельствует о переходе к одностороннему принуждению и снижении акцента на противостоянии с Россией, что может позволить Москве восстановить геополитическую позицию. В то же время сосредоточенность Трампа на противодействии Китаю может привести к более активному участию США в Центральной Азии, особенно в энергетическом и экономическом секторах. Он также предполагает, что напряженность в отношениях между ЕС и США может подтолкнуть европейские страны к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности, что может неожиданно повысить стратегическое значение Турции в регионе.   В заключение автор считает, что внешняя политика Турции в Центральной Азии, скорее всего, будет развиваться в ответ на эти геополитические трансформации. Доктор Озшахин утверждает, что участие Турции в регионе – через экономические, военные и многосторонние инициативы, такие как Организация тюркских государств, – позиционирует ее как ключевого игрока на фоне растущей конкуренции между глобальными державами. Он предполагает, что в зависимости от результатов отношений Турции с ЕС и другими международными игроками, Анкара может стремиться либо к более глубокой интеграции с западными институтами, либо к прагматичному партнерству с Китаем, Россией и другими региональными игроками.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

06 марта, 2025

Узбекистан – Афганистан: Межправительственная дипломатия

Комментарий подготовлен под руководством Центра исследований Афганистана и Южной Азии   В своем недавнем комментарии Фирдавс Азимкулов, стажер ИПМИ, обсуждает развивающиеся отношения между Узбекистаном и Афганистаном, особенно в свете официального визита муллы Абдул Гани Бародара, заместителя премьер-министра по экономическим вопросам Исламского Эмирата Афганистан, в Ташкент 22–23 февраля. Несмотря на то, что Узбекистан официально не признает правительство Талибана, его взаимодействие отражает региональную тенденцию к фактической нормализации. Примечательно, что официальные лица «Талибана» были встречены в аэропорту назначенным ими послом шейхом Абдул Гафаром Бахром – такой дипломатический ход ранее был возможен только в отношении ОАЭ и Китая.   Этот визит последовал за поездкой премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Кабул 17 августа 2024 года, в ходе которой были заключены торговые и инвестиционные сделки на сумму 2,5 миллиарда долларов. Недавние переговоры между заместителем премьер-министра Узбекистана по торговле и инвестициям Джамшидом Ходжаевым и делегатами Талибана говорят о том, что эта цифра может вырасти. Мулла Бародар призвал центральный банк Узбекистана оказать банковскую помощь для укрепления коммерческих связей и предложил использовать национальные валюты во взаимной торговле. Кроме того, Узбекистан выразил готовность инвестировать в природные ресурсы Афганистана, включая создание цементного завода в провинции Саманган и начало реализации проекта газового месторождения Тоти-Майдан. Обе стороны также обсудили проект ЛЭП 500 кВ, стоимость которого была пересмотрена и составляет 222 миллиона долларов США, направленный на передачу энергии из Сурхандарьи в афганский район Дашт-и-Альван.   В комментарии подчеркивается, что эти события означают новый уровень межправительственной дипломатии между Узбекистаном и Афганистаном. Участвуя в совместных экономических инициативах и поощряя двусторонние инвестиции, обе страны стремятся укрепить свое экономическое и геополитическое положение. Примечательно, что Узбекистан стал первой страной, официально поднявшей флаг Исламского Эмирата Афганистан наряду со своим национальным флагом во время визита делегации, что символизирует растущее дипломатическое признание.   Читайте на Paradigma.uz   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

23 января, 2025

Об инаугурации Дональда Трампа и первых решениях на посту президента США

20 января текущего года Дональд Трамп официально вступил в должность 47-го президента Соединённых Штатов Америки. Из-за холодной погоды инаугурация прошла внутри здания Капитолия в г. Вашингтоне.   Церемониал и инаугурационная речь. На церемонии присутствовали здравствующие экс-президенты США, включая Джо Байдена, а также ключевые политические фигуры и высокопоставленные зарубежные гости, в частности, вице-президент Китая Хань Чжэн. Помимо политиков, на инаугурации присутствовали крупные бизнесмены, в частности, руководители технологических корпораций Илон Маск, Джефф Безос и Марк Цукерберг, а также генеральный директор TikTok Шоу Цзы Чу.   Незадолго до церемонии Байден подписал указ о помиловании членов своей семьи, что, учитывая отсутствие уголовных преследований в их отношении, фактически гарантирует им юридическую неприкосновенность в будущем. Также, Байден написал письмо Трампу, но не раскрыл его содержание. «Это между Трампом и мной», – сказал он. Трамп принял присягу вместе с вице-президентом Джей Ди Вэнсом, а торжественная обстановка, наполненная символическими деталями, придала историческую значимость событию.   В своей инаугурационной речи Трамп объявил о начале «золотого века Америки». Он заявил, что его миссия заключается в возрождении величия страны и улучшении благосостояния её граждан. В экономической сфере Трамп акцентировал внимание на необходимости «индустриального ренессанса», анонсировав программу «Возрождение Америки». Эта инициатива направлена на поддержку отечественного производства, сокращение налоговой нагрузки для бизнеса и устранение бюрократических барьеров. Кроме того, он пообещал усилить протекционистские меры, включая повышение пошлин на импорт, особенно в отношении Китая.   Трамп выразил уверенность в том, что Америка должна вновь стать мировым лидером в инновациях, промышленности и технологиях. Он также подтвердил своё намерение завершить строительство стены на границе с Мексикой, чтобы «раз и навсегда остановить нелегальную миграцию». В рамках ужесточения миграционной политики он пообещал ввести санкции против работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов, и внедрить новую систему миграции, основанную на заслугах и экономическом вкладе мигрантов. Также была анонсирована программа депортации нелегальных мигрантов с криминальным прошлым, что, по его словам, повысит безопасность граждан. Мексиканские наркокартели будут признаны террористическими организациями, что позволит использовать против них регулярные воинские подразделения.   В области внешней политики Трамп заявил, что США будут стремиться к миру и сотрудничеству, но при этом твёрдо отстаивать свои национальные интересы. Он подчеркнул, что Америка не будет вмешиваться в конфликты, которые не касаются её прямых интересов, и сосредоточится на укреплении экономики и обороноспособности. Помимо этого, широкий резонанс вызвало его заявления о намерении вернуть контроль США над Панамским каналом. Президент подчеркнул, что передача Америкой контроля над каналом Панаме в 1999 г. была нецелесообразной.   На фоне продолжающихся дебатов о гендерной идентичности, Трамп заявил, что пол будет определяться исключительно как мужской или женский, что, по его словам, отражает биологическую природу человека. Кроме того, значительное внимание в его выступлении было уделено вопросам свободы слова и государственной цензуры, особенно в контексте цифровых платформ. Отвечая на критику в адрес правительства о контроле над интернетом, Трамп пообещал предпринять решительные шаги для снятия государственной цензуры и обеспечения права граждан на свободное выражение своих мнений. Этими заявлениями Трамп фактически обозначил намерение нанести сильнейший удар по идеологической платформе Демократической партии, что заставит её уйти в глухую оборону и начать кардинальное реформирование.   Первый день президентства. В первый день своего пребывания в Белом доме Трамп предпринял ряд решительных шагов, отменив 78 указов и меморандумов, принятых администрацией Байдена. Среди прочего, он объявил о помиловании большинства обвиняемых в штурме Капитолия в январе 2021 г. Также Трамп подписал указ, продлевающий возможность работы TikTok в США на 75 дней, и объявил и выходе США из Всемирной организации здравоохранения и Парижского соглашения по климату. Решение аргументировалось утратой доверия к международным организациям, что может ослабить позиции США как глобального лидера.   Как и было обещано в инаугурационной речи, Трамп подписал указ, которым распорядился начать процесс переименования Мексиканского залива в Американский. Были также подписаны указы об ужесточении условий предоставления гражданства США и усилении мер по незаконному пересечению южной границы. В сфере энергетики, Трамп подтвердил намерение увеличить добычу нефти и газа посредством открытия новых скважин и заявил о планах ввести чрезвычайное положение в сфере энергетики для стимулирования внутреннего производства, что отражает его приоритет на энергетическую независимость и экономический рост. Также Трамп намерен реформировать всю систему государственных органов, в частности, Федеральную резервную систему, что может повлечь изменение фундаментальных основ американской государственности и экономики.   Хотя российско-украинская тематика не была обозначена среди приоритетов, внимание Трампа к этой проблематике остается важной темой. Трамп заявил о готовности президента Зеленского к «сделке» с Россией, однако отметил неопределенность позиции Путина. Одновременно он заморозил все процессы финансовой помощи зарубежным странам, в том числе Украине, для оценки её эффективности с точки зрения национальных интересов США.   Помимо этого, Трамп объявил о старте крупнейшего проекта в истории технологий — развитие искусственного интеллекта (ИИ), на реализацию которого будет выделено $500 млрд. для создания суперкомпьютера и центра по обработке данных в Техасе. Так, Трамп аннулировал указ Байдена 2023 г., который ограничивал разработку ИИ ради «безопасности». Тем самым он дал понять, что его администрация ставку на технологическое лидерство США в глобальной гонке.   Главной задачей Трампа в ближайшее время станет формирование своего Кабинета. В Сенате США проходят слушания кандидатов на различные должности, рекомендованных самим Трампом. Так, в день инаугурации Сенат большинством голосов одобрил кандидатуру Марко Рубио на пост госсекретаря США. В первый день президентства Трампа был создан Департамент по повышению государственной эффективности во главе с Илоном Маском на правах президентского совета при Белом доме.   Инаугурация Дональда Трампа в 2025 г. стала символом продолжающейся трансформации американской политики. Возвращение к власти лидера, известного своим нестандартным подходом, вызвало многочисленные вопросы о будущем США и их роли на мировой арене. Долгосрочные последствия заявленных инициатив зависят от их реализации. Если администрация сумеет сбалансировать свои действия, не нарушая принципов демократии и прав меньшинств, это может способствовать укреплению доверия к политической системе. В противном случае, радикализация риторики и решений рискует усилить общественные противоречия.

outputs_in

Комментарий

17 декабря, 2024

Обзор энергетической безопасности в Центральной Азии: Геополитические вызовы и возможности устойчивого развития

В своем комментарии Акбар Мавлонов, ассоциированный научный сотрудник ИПМИ, рассматривает ключевую роль Центральной Азии в глобальной энергетической динамике, изучает различные аспекты энергетической безопасности в этом регионе, анализирует ее влияние на международные отношения, экономический прогресс и экологическую устойчивость.   Обладая значительными запасами нефти, природного газа и возобновляемых источников энергии, Центральная Азия не только определяет глобальные энергетические рынки, но и стимулирует собственное экономическое развитие. Однако энергетический ландшафт региона сложен из-за геополитических хитросплетений, на которые влияют такие крупные державы, как Россия, Китай, США и Европейский союз. Стратегическое значение трубопроводов, примером которого является газопровод Туркменистан-Китай, подчеркивает совпадение экономических и геополитических интересов.   Ориентируясь в этих сложностях, Центральная Азия занимает важнейшее место в формировании устойчивого развития в регионе и за его пределами, позиционируя себя в качестве важного игрока в глобальных энергетических отношениях.   Читать комментарий (на английском языке)   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Комментарий

13 ноября, 2024

Приглашение Талибана на COP29: дипломатия климата и политический контекст

В ноябре 2024 года в Баку, Азербайджан, состоится конференция COP29, одним из наиболее обсуждаемых моментов которого стало приглашение представителя правительства Талибан. Это решение вызвало много вопросов, поскольку правительство Талибана не признано официально большинством стран и не выполняет многих требований международного сообщества. Однако, несмотря на эти сложности, приглашение было сделано, и на это есть несколько причин.   Прежде всего, стоит отметить, что проблема изменения климата — это глобальная задача, которая требует взаимодействия всех стран, независимо от политического положения их правительств. На предыдущих саммитах COP, несмотря на политические и идеологические различия, представители разных государств, в том числе тех, которые находятся в сложных или конфликтных отношениях, все же собирались за одним столом для решения насущных вопросов экологии. Изменение климата — это не проблема одной страны или региона, а вопрос, затрагивающий всю планету, и для решения этой проблемы необходимо сотрудничество на всех уровнях.   Включение Талибана в повестку COP29 может быть также связано с попыткой вовлечь в глобальные климатические инициативы даже те страны, которые из-за политической изоляции или внутренней нестабильности были бы в противном случае исключены из мировых дискуссий. Афганистан, несмотря на тяжелую политическую ситуацию, сталкивается с серьезными экологическими проблемами, такими как засухи, вырубка лесов и деградация земель. Эти вопросы напрямую связаны с изменением климата, и привлечение Талибана к участию в конференции позволяет не только обратить внимание на экологические проблемы региона, но и создать предпосылки для дальнейшего сотрудничества в этой сфере.   Кроме того, приглашение Талибана на саммит COP29 может быть частью более широкого международного контекста, в котором климатическая дипломатия используется как инструмент для создания каналов общения с изолированными режимами. Это решение может свидетельствовать о постепенном осознании того, что для эффективного решения глобальных вызовов международное сообщество должно быть готово работать с разными политическими реальностями. При этом важно отметить, что, хотя Талибан и не признан многими странами, его участие в международных форумах, таких как COP29, способствует усилению их дипломатического положения.   Еще один момент, который нельзя упустить из виду, — это политический аспект. Приглашение Талибана на конференцию можно рассматривать как шаг в направлении признания их правительства на международной арене. Это событие укрепляет позиции Талибана, позволяя им продемонстрировать свою способность взаимодействовать с мировым сообществом по важным вопросам, таким как климат. Хотя это приглашение не означает немедленного официального признания, оно может быть воспринято как сигнал, что международные игроки начинают искать пути для более конструктивного диалога с новым афганским режимом, особенно в вопросах, где сотрудничество необходимо.   Таким образом, приглашение Талибана на COP29 является не только дипломатическим шагом, направленным на привлечение всех стран к решению климатической проблемы, но и частью более широкой стратегии, направленной на постепенное признание Афганистана и его правительства на международной арене. В конечном счете, это событие может сыграть важную роль в формировании будущих отношений между Талибаном и остальным миром.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.