Исследовательские статьи

outputs_in

Исследовательские статьи

10 февраля, 2025

Стратегические подходы России и Китая по вопросу процессов интеграции Центральной и Южной Азии

В своей статье Исломхон Гафаров анализирует стратегические подходы России и Китая к интеграции Центральной и Южной Азии. Как отмечается в работе, взаимосвязанность этих регионов приобретает всё большее значение в геополитической повестке, а Россия и Китай демонстрируют конструктивистские подходы к развитию интеграционных процессов. Автор подчеркивает, что страны Центральной Азии заинтересованы в выходе к морским портам, тогда как государства Южной Азии стремятся к доступу на рынки Центральноазиатского региона.   Говоря о России, автор указывает, что её политика основывается на концепции «нового евразийства», в рамках которой она стремится к укреплению интеграции с Индией, Китаем, Ираном и другими государствами. Москва активизирует связи с Южной Азией через механизмы ШОС, а также использует понятия «Глобальный Юг» и «Мировое большинство», что, как отмечает автор, может ускорить интеграционные процессы в Евразийском макрорегионе.   Что касается Китая, статья подчёркивает его долгосрочную стратегию, ориентированную на создание инфраструктурных и экономических коридоров, таких как Инициатива «Один пояс, один путь». В этом контексте Пекин рассматривает Центральную и Южную Азию как важные звенья глобального экономического взаимодействия, развивая транспортные маршруты и усиливая торговые связи. Автор приходит к выводу, что, несмотря на различия в стратегиях, Россия и Китай разделяют общий интерес к углублению взаимосвязанности этих регионов.   Читайте статью на сайте CABAR.Asia   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

03 февраля, 2025

Современная политика и стратегии развития по отношению к зарубежным корейцам: На примере Корё-сарам в Центральной Азии

Как утверждает Чжон Хонгпё, приглашенный научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований, роль корё-сарам (этнических корейцев в Центральной Азии) в рамках инициативы Южной Кореи «K-Silk Road» имеет важное историческое и культурное значение. В своем анализе Чжон подчеркивает транснациональное влияние Корё-сарам и их потенциальный вклад в дипломатическое и экономическое взаимодействие Кореи с Центральной Азией. Однако он утверждает, что, несмотря на свою стратегическую важность, Корё-сарам продолжают сталкиваться со значительными социально-экономическими проблемами, которые препятствуют их полноценному участию в более широком видении Южной Кореи в отношении региона.   По мнению исследователя, одной из важнейших проблем, стоящих перед Корё-сарам, является несоответствие политики Южной Кореи в отношении зарубежных корейцев. Он критикует эту политику за то, что она делает акцент на национальной однородности и укреплении идентичности, что, по его мнению, часто игнорирует уникальные исторические и социально-политические реалии диаспорных сообществ. Кроме того, как показано в исследовании, образовательные барьеры и ограниченная финансовая поддержка еще больше усугубляют проблемы, с которыми сталкиваются «Корё-сарам», ставя их в невыгодное положение по сравнению с другими зарубежными корейскими группами. Автор утверждает, что подобные ограничения коренятся в националистических принципах формирования политики, которые не учитывают разнообразный и сложный опыт этнических корейцев за рубежом.   Для решения этих проблем Чжон Хонгпё предлагает ряд комплексных стратегий, направленных на развитие инклюзивности. По его мнению, реформы стипендиальных программ, разработка индивидуальной визовой политики и создание инициатив, направленных на культурный обмен и глобальное гражданство, являются важными шагами на пути к преодолению существующих пробелов. Автор выступает за фундаментальный сдвиг в подходе Южной Кореи, отход от собственнической националистической парадигмы в пользу модели, основанной на разнообразии и гуманизме. Такой переход, по его мнению, не только поддержит Корё-сарам в преодолении социально-экономических проблем, но и позволит Южной Корее использовать их потенциал в качестве ценных посредников в укреплении связей с Центральной Азией.   Как заключает автор, проводя инклюзивную и перспективную политику, Южная Корея может укрепить свои позиции в качестве глобального лидера, одновременно углубляя взаимодействие с Центральной Азией. Он считает, что активное участие Корёсарама в инициативе «K-Silk Road» будет способствовать достижению ее целей, содействуя углублению дипломатического, экономического и культурного сотрудничества между Кореей и регионом Центральной Азии.   Прочесть и загрузить статью   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

23 января, 2025

Современная внешняя политика США в Южной Азии (на примере Индии и Пакистана). Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по политическим наукам

В ноябре 2024 года доктор Исломхон Гафаров, старший научный сотрудник Центра изучения Афганистана и Южной Азии, получил степень доктора философии (PhD) по политическим наукам, успешно защитив диссертацию на тему «Современная внешняя политика США в Южной Азии (на примере Индии и Пакистана)».   Его исследование представляет собой комплексный анализ трансформации внешнеполитической стратегии США в южноазиатском регионе. Особое внимание было уделено международным отношениям через призму конструктивизма. Данный подход занимает ключевое место в теоретической части работы, поскольку конструктивизм рассматривает международные процессы не только через традиционные факторы силы и интересов, но и через идеологические и культурные аспекты. На примере внешней политики США в Южной Азии автор показывает, как эта теория применима к анализу долгосрочных отношений с Индией и Пакистаном. Автор утверждает, что внешняя политика США в регионе отражает не только прагматические стратегические цели, такие как сдерживание коммунизма или борьба с терроризмом, но и конструктивистские аспекты, такие как демократические ценности и восприятие союзников. Особенно ярко это проявляется в отношениях с Индией, которую США рассматривают как важного демократического партнера, разделяющего схожие идеологические принципы.   В исследовании показано, как за последние семь десятилетий Южная Азия превратилась в один из ключевых регионов, формирующих глобальную геополитическую динамику. Автор выделяет семь исторических периодов в эволюции американской внешней политики в регионе, начиная с 1947 года и заканчивая нынешним этапом после вывода войск из Афганистана в 2021 году. В работе также анализируются факторы, повлиявшие на трансформацию региональной политики США, включая превращение Индии в глобального игрока, развитие международного транспортного коридора Север-Юг, вступление Индии и Пакистана в ШОС и стратегический поворот Пакистана к сотрудничеству с Китаем.   Ключевым выводом исследования является выявление цикличности американской внешней политики в регионе, характеризующейся чередованием периодов активного участия и относительного дистанцирования. При этом наблюдается существенная трансформация приоритетов США: если в годы холодной войны главным региональным партнером был Пакистан, то в современных условиях акцент сместился в сторону развития стратегического партнерства с Индией.   Вашему вниманию представлен автореферат диссертации, в котором кратко изложены основные выводы исследования.   Прочесть и загрузить автореферат можно здесь   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

14 января, 2025

Природные ископаемые Афганистана: станут ли они фактором Большой игры?

Среди материалов международной конференции «Афганистан под властью Талибан: реакция соседних стран и великих держав» представлена статья ведущего научного сотрудника ИПМИ Рустама Махмудова, написанная в соавторстве с Мадиной Абдуллаевой, старшим преподавателем кафедры Политологии УМЭД, и Муштарий Усмоновой, научным сотрудником ИПМИ. Исследование посвящено анализу богатейших природных ресурсов Афганистана и их значению в формирующемся геополитическом контексте. Авторы подробно рассматривают стратегически важные залежи меди, лития и редкоземельных металлов, чья совокупная стоимость, по оценкам, достигает от 1 до 3 триллионов долларов.   В статье уделяется особое внимание растущему интересу мировых держав, включая Китай, Индию и Россию, к этим ресурсам, а также их роли в конкурентной борьбе за их разработку. Авторы акцентируют внимание на проблемах и возможностях, с которыми сталкивается Афганистан, включая недостаток международного признания, санкции и внутренние политические барьеры. Отмечается, что грамотное управление ресурсами и развитие инвестиционных связей могут стать ключом к восстановлению экономики страны, открывая новые возможности для ее интеграции в глобальные экономические процессы.   Прочесть и загрузить статью   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

14 января, 2025

Социо-экономическая политика Талибан и перспективы модернизации Афганистана

В сборнике материалов международной конференции «Афганистан под властью Талибан: реакция соседних стран и великих держав», состоявшейся в Университете мировой экономики и дипломатии при содействии Фонда Розы Люксембург (Германия) в 2024 году, представлена статья Рустама Махмудова, ведущего научного сотрудника Лаборатории антропологии и конфликтологии, посвященная анализу социоэкономической политики Талибан и перспективам модернизации Афганистана. Автор подробно рассматривает экономическую ситуацию в стране с момента прихода Талибан к власти в 2021 году, акцентируя внимание на резком сокращении ВВП, утрате западной финансовой помощи и сложностях финансовой системы.   В статье подчёркивается, что Талибан удалось достичь определённых успехов в борьбе с коррупцией, стабилизации внешней торговли и запуске крупных инфраструктурных проектов, таких как канал Кош-Tепа и разработка месторождений меди и нефти. Однако, по мнению автора, ключевые вызовы, включая ограничение участия женщин в экономической жизни, неэффективность управления и зависимость от гуманитарной помощи, продолжают препятствовать устойчивому развитию Афганистана. Г-н Махмудов анализирует перспективы дальнейшего экономического роста в условиях доминирования экстрактивных институтов и подчеркивает важность международного сотрудничества и инвестиций для стабилизации ситуации в стране.   Прочесть и загрузить статью   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

11 декабря, 2024

Современная политика Узбекистана по развитию международных транспортных коридоров на юг

Наргиза Умарова освещает современную политику Узбекистана по развитию международных транспортных коридоров, ориентированных на юг, как стратегический ответ на нарушение северных маршрутов в связи с войной в Украине. Она обсуждает приоритетность диверсификации торговли Узбекистана, в частности, через Трансафганский коридор, иранский порт Чабахар и другие мультимодальные маршруты. Эти инициативы имеют решающее значение для обеспечения прямого доступа к Индийскому океану и выхода на перспективные рынки Южной Азии, Ближнего Востока и других стран.   Большое внимание уделяется предлагаемой Трансафганской железной дороге, соединяющей Узбекистан с Пакистаном через Афганистан. Этот маршрут, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию к 2030 году, позволит значительно сократить время транзита, превратив Узбекистан в ключевой центр торговли между Южной Азией и Китаем. Однако проблемы безопасности и инвестиционная неопределенность в Афганистане остаются серьезными препятствиями. Между тем, сотрудничество Узбекистана с Китаем по железной дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан и соединение с портом Гвадар в Пакистане также занимают стратегически важное место в китайской инициативе «Пояс и путь».   В статье также рассматривается взаимодействие Узбекистана с иранскими транзитными маршрутами, в частности с портом Чабахар, на который не распространяются санкции. Это дает альтернативу экспорту товаров и снижает зависимость от нестабильного афганского транзита. Однако режим санкций против Ирана создает логистические проблемы для маршрутов с участием Бандар-Аббаса. Коридор Центральная Азия - Персидский залив, хотя и функционирует, сталкивается с аналогичными препятствиями из-за сложности и стоимости мультимодальных перевозок.   В заключение следует отметить, что активный подход Узбекистана к диверсификации торговых маршрутов направлен не только на преодоление географических ограничений, но и на развитие региональной экономической интеграции. Ожидается, что мультипликативный эффект от этих коридоров принесет пользу всей Центральной Азии, способствуя расширению экономических связей и развитию. Однако долгосрочный успех этих инициатив будет зависеть от безопасности, финансирования и решения геополитических проблем.   Читайте статью на сайте Connective Think   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.