Исследовательские статьи

outputs_in

Исследовательские статьи

14 января, 2025

Природные ископаемые Афганистана: станут ли они фактором Большой игры?

Среди материалов международной конференции «Афганистан под властью Талибан: реакция соседних стран и великих держав» представлена статья ведущего научного сотрудника ИПМИ Рустама Махмудова, написанная в соавторстве с Мадиной Абдуллаевой, старшим преподавателем кафедры Политологии УМЭД, и Муштарий Усмоновой, научным сотрудником ИПМИ. Исследование посвящено анализу богатейших природных ресурсов Афганистана и их значению в формирующемся геополитическом контексте. Авторы подробно рассматривают стратегически важные залежи меди, лития и редкоземельных металлов, чья совокупная стоимость, по оценкам, достигает от 1 до 3 триллионов долларов.   В статье уделяется особое внимание растущему интересу мировых держав, включая Китай, Индию и Россию, к этим ресурсам, а также их роли в конкурентной борьбе за их разработку. Авторы акцентируют внимание на проблемах и возможностях, с которыми сталкивается Афганистан, включая недостаток международного признания, санкции и внутренние политические барьеры. Отмечается, что грамотное управление ресурсами и развитие инвестиционных связей могут стать ключом к восстановлению экономики страны, открывая новые возможности для ее интеграции в глобальные экономические процессы.   Прочесть и загрузить статью   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

14 января, 2025

Социо-экономическая политика Талибан и перспективы модернизации Афганистана

В сборнике материалов международной конференции «Афганистан под властью Талибан: реакция соседних стран и великих держав», состоявшейся в Университете мировой экономики и дипломатии при содействии Фонда Розы Люксембург (Германия) в 2024 году, представлена статья Рустама Махмудова, ведущего научного сотрудника Лаборатории антропологии и конфликтологии, посвященная анализу социоэкономической политики Талибан и перспективам модернизации Афганистана. Автор подробно рассматривает экономическую ситуацию в стране с момента прихода Талибан к власти в 2021 году, акцентируя внимание на резком сокращении ВВП, утрате западной финансовой помощи и сложностях финансовой системы.   В статье подчёркивается, что Талибан удалось достичь определённых успехов в борьбе с коррупцией, стабилизации внешней торговли и запуске крупных инфраструктурных проектов, таких как канал Кош-Tепа и разработка месторождений меди и нефти. Однако, по мнению автора, ключевые вызовы, включая ограничение участия женщин в экономической жизни, неэффективность управления и зависимость от гуманитарной помощи, продолжают препятствовать устойчивому развитию Афганистана. Г-н Махмудов анализирует перспективы дальнейшего экономического роста в условиях доминирования экстрактивных институтов и подчеркивает важность международного сотрудничества и инвестиций для стабилизации ситуации в стране.   Прочесть и загрузить статью   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

11 декабря, 2024

Современная политика Узбекистана по развитию международных транспортных коридоров на юг

Наргиза Умарова освещает современную политику Узбекистана по развитию международных транспортных коридоров, ориентированных на юг, как стратегический ответ на нарушение северных маршрутов в связи с войной в Украине. Она обсуждает приоритетность диверсификации торговли Узбекистана, в частности, через Трансафганский коридор, иранский порт Чабахар и другие мультимодальные маршруты. Эти инициативы имеют решающее значение для обеспечения прямого доступа к Индийскому океану и выхода на перспективные рынки Южной Азии, Ближнего Востока и других стран.   Большое внимание уделяется предлагаемой Трансафганской железной дороге, соединяющей Узбекистан с Пакистаном через Афганистан. Этот маршрут, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию к 2030 году, позволит значительно сократить время транзита, превратив Узбекистан в ключевой центр торговли между Южной Азией и Китаем. Однако проблемы безопасности и инвестиционная неопределенность в Афганистане остаются серьезными препятствиями. Между тем, сотрудничество Узбекистана с Китаем по железной дороге Китай-Кыргызстан-Узбекистан и соединение с портом Гвадар в Пакистане также занимают стратегически важное место в китайской инициативе «Пояс и путь».   В статье также рассматривается взаимодействие Узбекистана с иранскими транзитными маршрутами, в частности с портом Чабахар, на который не распространяются санкции. Это дает альтернативу экспорту товаров и снижает зависимость от нестабильного афганского транзита. Однако режим санкций против Ирана создает логистические проблемы для маршрутов с участием Бандар-Аббаса. Коридор Центральная Азия - Персидский залив, хотя и функционирует, сталкивается с аналогичными препятствиями из-за сложности и стоимости мультимодальных перевозок.   В заключение следует отметить, что активный подход Узбекистана к диверсификации торговых маршрутов направлен не только на преодоление географических ограничений, но и на развитие региональной экономической интеграции. Ожидается, что мультипликативный эффект от этих коридоров принесет пользу всей Центральной Азии, способствуя расширению экономических связей и развитию. Однако долгосрочный успех этих инициатив будет зависеть от безопасности, финансирования и решения геополитических проблем.   Читайте статью на сайте Connective Think   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

11 декабря, 2024

Роль Узбекистана в укреплении транспортной связанности тюркских государств

В статье Наргизы Умаровой рассматривается стратегическая роль Узбекистана в укреплении транспортного сообщения между тюркскими государствами с акцентом на его стремлении утвердиться в качестве важнейшего транзитного узла в Евразии. Автор подчеркивает активную транспортную политику Узбекистана, направленную на снижение высоких логистических издержек, которые в настоящее время составляют 60 % от стоимости торговых товаров из-за ОТГутствия морского сообщения в стране. Для преодоления этих проблем Узбекистан использует свое географическое положение и сотрудничает с соседними тюркскими странами в рамках Организации тюркских государств (ОТГ).   Одной из ключевых инициатив является мультимодальный коридор CASCA+, соединяющий Центральную Азию, Южный Кавказ и Анатолию. Этот маршрут представляет собой альтернативу Северному коридору, нарушенному геополитической напряженностью, и интегрирует Узбекистан в более широкую цепочку поставок «Европа-Китай-Европа». Развитие коридора, включая преференциальные тарифы и соглашения о беспрепятственном транзите, уже способствовало увеличению объемов грузоперевозок, а в планах - расширение пропускной способности до 23 миллионов тонн в год.   В статье также подчеркивается, что Узбекистан уделяет особое внимание диверсификации торговых маршрутов в Европу и на Ближний Восток посредством таких проектов, как железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и «Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан». Эти проекты направлены на оптимизацию времени и стоимости транзита, предлагая конкурентоспособные альтернативы существующим маршрутам, таким как Транскаспийский коридор. Включение Зангезурского коридора и расширение сотрудничества с Азербайджаном и Турцией еще больше подчеркивает приверженность Узбекистана региональной логистической интеграции.   В целом, Наргиза Умарова делает вывод, что усилия Узбекистана по развитию транспортной связанности не только решают внутренние экономические проблемы, но и способствуют достижению стратегических целей ОТГ. Инициативы страны способствуют экономическому росту Центральной Азии, укрепляют торговый потенциал региона и подчеркивают важность сплоченных тюркских партнерств в глобальных транспортных сетях.   Прочесть и загрузить статью (на турецком языке)   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

04 декабря, 2024

Стратегические подходы России и Китая по отношению к Центральной и Южной Азии

Статья доктора Исломхона Гафарова, опубликованная в «Востоковедении», рецензируемом научном журнале Ташкентского государственного университета востоковедения, содержит всесторонний анализ внешнеполитических стратегий России и Китая в отношении геополитической и экономической взаимосвязанности Центральной и Южной Азии.   Д-р Гафаров начинает с контекстуализации важности взаимосвязей Центральной и Южной Азии, подчеркивая их ключевую роль во внешней политике Узбекистана и более широкой евразийской повестке дня. Автор исследует многогранные аспекты этой взаимосвязанности, включая влияние внешних держав, таких как Россия и Китай. Используя сравнительную методологию, он выявляет совпадения и расхождения в стратегических интересах этих крупнейших евразийских акторов, изучая, как их политика формирует региональную динамику.   В статье рассматривается конструктивистский подход России, который коренится в таких концепциях, как евразийство. Россия использует такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), для усиления своего регионального влияния. Главный интерес Москвы заключается в экспорте энергоресурсов в Южную Азию при сохранении контроля над экономической и политической интеграцией Центральной Азии. Д-р Гафаров подчеркивает, что, хотя Россия поддерживает крупные транспортные коридоры, такие как Международный транспортный коридор Север-Юг, она не решается принять проекты под руководством внешних держав, которые могут ослабить ее региональное доминирование.   С другой стороны, автор рассматривает стратегическое видение Китая, которое сосредоточено вокруг его флагманской инициативы «Пояс и путь». Китай объединяет Центральную и Южную Азию в единую структуру с помощью таких проектов, как Китайско-пакистанский экономический коридор и платформа C+C5. В отличие от России, подход Пекина характеризуется акцентом на экономический прагматизм и развитие инфраструктуры. Однако отмечается, что политика Китая в значительной степени исключает Индию из региональной интеграции, что отражает лежащее в основе геополитическое соперничество.   Научный вклад д-ра Исломхона Гафарова заключается в том, что он проясняет, как эти конкурирующие стратегические рамки влияют на взаимосвязь Центральной и Южной Азии, предлагая тонкое понимание взаимодействия регионального сотрудничества и соперничества великих держав. Статья представляет собой ценный ресурс для политиков иисследователей, изучающих евразийскую геополитику и процессы региональной интеграции.   Прочесть и загрузить статью можно здесь   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Исследовательские статьи

08 ноября, 2024

О перспективах Зангезурского коридора для Центральной Азии

Зангезурский коридор, появившийся после Второй Карабахской войны, – это преобразующий инфраструктурный проект, направленный на соединение Азербайджана с Нахичеванским эксклавом через Сюникский район Армении. Как объясняет Наргиза Умарова, этот коридор не только укрепляет связь между Азербайджаном и Турцией, но и предлагает новый важнейший маршрут для государств Центральной Азии, стремящихся получить эффективный доступ к европейским рынкам. Сокращая существующий маршрут Баку-Тбилиси-Карс, он обещает значительное сокращение времени и затрат на транзит, повышая конкурентоспособность товаров из Узбекистана и соседних стран. Автор подчеркивает, что новое сообщение соответствует растущему значению Среднего коридора, особенно в свете переориентации торговых маршрутов в сторону от России из-за конфликта в Украине.   Однако реализация проекта сталкивается с сопротивлением со стороны Армении и Ирана. Армения обеспокоена территориальными последствиями, а Иран опасается усиления турецко-азербайджанской оси, которая может ослабить его региональное влияние. Несмотря на эти проблемы, Азербайджан диверсифицировал свою стратегию, разработав альтернативный маршрут через Иран, тем самым снизив зависимость от сотрудничества с Арменией. Зангезурский коридор, наряду с иранским маршрутом «Арас», обладает потенциалом для укрепления региональных торговых сетей, предлагая Центральной Азии улучшенные логистические пути и способствуя геополитической реконфигурации евразийских торговых коридоров.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.   Читайте статью на сайте Центра каспийской политики (Caspian Policy Center)