Аналитические заметки

outputs_in

Аналитические заметки

04 апреля, 2025

Ведущее энергетическое издание «Нефть и газ» осветило деятельность Центра энергетической дипломатии и геополитики ИПМИ при УМЭД

В первом номере научно-технического журнала «Нефть и газ» за 2025 год опубликована статья, посвящённая Центру энергетической дипломатии и геополитики Института перспективных международных исследований (ИПМИ) при Университете мировой экономики и дипломатии (УМЭД). Данная публикация отмечает растущее значение энергетической дипломатии в глобальной политике и подчеркиваетвклад Центра в научное осмысление современных тенденций в данной сфере.   Статья акцентирует внимание на ключевых направлениях работы Центра, среди которых анализ энергетических стратегий ведущих мировых держав, перспективы транснационального сотрудничества в энергетическом секторе, а также влияние глобальных энергетических процессов на экономику и политику стран Центральной Азии. В материале особое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности, устойчивого развития и роли Узбекистана в международных энергетических инициативах.   Отмечается, что Центр энергетической дипломатии и геополитики ИПМИ является важной научно-аналитической платформой, способствующей выработке стратегических рекомендаций для политиков и экспертов в области энергетики. Исследования Центра освещают геоэкономические аспекты энергетического сотрудничества, включая развитие инфраструктуры, вопросы энергетического транзита и геополитические вызовы в данной сфере.   Публикация в ведущем профильном журнале Узбекистана свидетельствует о признании важности научных исследований в области энергетической дипломатии. Журнал «Нефть и газ», учрежденный АО «Узбекнефтегаз», является единственным специализированным изданием, охватывающим нефтегазовую отрасль страны, и его авторитет в профессиональной среде подчёркивает значимость опубликованного материала.   Помимо расширения научного дискурса о глобальной энергетической геополитике, журнал способствует формированию экспертного диалога между исследовательскими структурами, промышленными предприятиями и правительственным сектором.

outputs_in

Аналитические заметки

04 апреля, 2025

Саммит ЕС-ЦА 2025 в Самарканде: Новая веха сотрудничества

В аналитической записке, написанной в соавторстве Муштарий Усмоновой и Фазлиддином Джамаловым, представлен всесторонний анализ предстоящего саммита ЕС-Центральная Азия. Авторы подчеркивают, что саммит является важнейшим событием в укреплении связей между Европейским союзом и центральноазиатскими государствами, основываясь на предыдущих встречах, таких как встреча 2023 года в Чолпон-Ате. В статье подчеркивается значение стратегии ЕС «Global Gateway» в развитии экономического и инфраструктурного сотрудничества, а также позиционирование ЕС в качестве ключевого партнера региона в условиях глобальных вызовов.   Рассматривается исторический контекст отношений между ЕС и Центральной Азией, восходящий к эпохе Шелкового пути и развивающийся в ходе постсоветских взаимодействий, таких как программа ТАСИС и Стратегия ЕС для Центральной Азии. В статье подчеркивается стратегическая важность торговли и инвестиций: ожидается, что к концу 2024 года объем торговли между ЕС и Центральной Азией превысит 54 миллиарда евро, а ЕС станет крупным инвестором в таких секторах, как энергетика, инфраструктура и технологии. Авторы освещают ключевые недавние соглашения, включая сделку на 3 млн евро на поставку критически важного сырья и инвестиционный грант в размере 20 млн евро на модернизацию энергосистемы Таджикистана, что отражает стремление Европы к экономической устойчивости в регионе.   Особое внимание уделяется инфраструктуре и связям, в частности поддержке ЕС Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), на развитие транзитных связей которого в регионе было обещано выделить 10 млрд евро. В статье также обсуждаются геополитические сложности взаимодействия ЕС, включая проблемы, связанные с санкциями против России и стратегическим соперничеством с Китаем. Кроме того, подчеркивается роль культурных и образовательных обменов, таких как программа Erasmus+ и финансируемые ЕС языковые центры, как средства развития долгосрочного сотрудничества.   В публикации подчеркивается, что саммит станет поворотным моментом для развития отношений между ЕС и Центральной Азией как в экономической, так и в социально-культурной сферах. Соглашения и инициативы, ожидаемые от встречи, рассматриваются как ключевые шаги на пути к обеспечению региональной стабильности и углублению интеграции с ЕС. Рассматривая вопросы экономического развития, инфраструктуры и культурного сотрудничества, авторы статьи утверждают, что саммит выведет партнерство на новый уровень расширенного и целенаправленного взаимодействия.   Читайте на uwed.uz   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

01 апреля, 2025

Узбекистан уверенно формирует новую транспортную архитектуру тюркских государств

Наргиза Умарова рассматривает активные усилия Узбекистана по формированию новой транспортной архитектуры среди тюркских государств. Она подчеркивает, как стратегическое положение страны и ее политические инициативы позволили ей интегрироваться в развивающиеся евразийские транспортные коридоры, особенно в свете сбоев, вызванных санкциями против России. Узбекистан воспользовался сдвигом в сторону Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), позиционируя себя в качестве ключевого транзитного узла между Китаем, Европой и Южной Азией. Присоединившись к Организации тюркских государств (ОТГ) и запустив такие совместные проекты, как CASCA+, Узбекистан стремится улучшить связь и расширить свои экспортные и торговые сети.   Г-жа Умарова подчеркивает экономические преимущества этих транспортных инициатив, отмечая, что в 2024 году объем международных грузоперевозок Узбекистана достигнет примерно 60 миллионов тонн, причем европейский рынок будет играть все более значительную роль. Страна пользуется преимуществами преференциальных торговых соглашений, таких как GSP+, обеспечивающих беспошлинный доступ в ЕС для более чем 6 000 видов товаров. Коридор CASCA+, соединяющий Центральную Азию с Южным Кавказом и Турцией, представлен как стратегическая альтернатива Среднему коридору, предлагающая более эффективные транзитные маршруты и более низкие логистические затраты. Автор также подчеркивает растущие экономические связи Узбекистана с Турцией, включая торговые и инвестиционные проекты на миллиарды долларов, чему способствуют такие меры, как снижение таможенных тарифов и цифровизация транспортных услуг.   Кроме того, она обсуждает стратегию диверсификации Узбекистана за пределами тюркских государств, в частности его взаимодействие с Ираном. Она описывает запуск железной дороги Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан в 2022 году как ключевой шаг в укреплении связей Центральной Азии с Ближним Востоком и Европой. Эта инициатива, наряду с предлагаемым коридором Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция, демонстрирует приверженность Ташкента расширению торговых путей и обеспечению альтернативных транзитных маршрутов. Эксперт отмечает, что эти усилия снижают зависимость от традиционных коридоров через Казахстан и Россию, делая Узбекистан важнейшим игроком в региональной и глобальной цепочке поставок.   В заключение г-жа Умарова утверждает, что транспортная стратегия Узбекистана имеет мультипликативный эффект, принося пользу не только самой стране, но и укрепляя ОТС и усиливая региональную интеграцию. Уделяя приоритетное внимание развитию инфраструктуры и содействуя сотрудничеству между тюркскими государствами и внешними партнерами, Ташкент утверждает себя в качестве ключевой движущей силы связности в Евразии. Она считает, что активное участие Узбекистана в международных транспортных проектах способствует росту влияния ОТС, а также укреплению роли страны в мировой торговле.   Читайте на сайте АНКАСАМ   Читайте на сайте The International Asia Today АНКАСАМ   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

27 марта, 2025

Эволюционная стратегия Узбекистана в отношении Северного Афганистана

Авторы, Хамза Болтаев и д-р Исломхон Гафаров, утверждают, что эволюционирующая стратегия Узбекистана в отношении Северного Афганистана обусловлена прагматичными экономическими и геополитическими соображениями. Они утверждают, что Ташкент перешел от традиционного подхода, основанного на безопасности, к подходу, в котором приоритетом является экономическое участие и развитие инфраструктуры. Примером такого сдвига является стремление Узбекистана увеличить двустороннюю торговлю с Афганистаном, поставив перед собой цель достичь товарооборота в 3 миллиарда долларов, а также реализовать такие ключевые проекты, как расширение торговых центров и Трансафганского транспортного коридора.   Они подчеркивают глубокие исторические связи между Узбекистаном и Северным Афганистаном, особенно в таких провинциях, как Балх, Джовзджан и Фарьяб, где проживают значительные узбекские общины. Они утверждают, что эти связи, восходящие к Бухарскому эмирату, обеспечивают прочную основу для политики Узбекистана. Далее они утверждают, что, хотя канал Кош-Тепа создает потенциальную напряженность, связанную с водой, стратегия Ташкента направлена на стимулирование экономического развития Северного Афганистана как средства обеспечения стабильности. Авторы предполагают, что подход Узбекистана балансирует между осторожностью и вовлеченностью, стремясь позиционировать себя в качестве ключевого экономического партнера, избегая при этом прямого политического вмешательства.   В аналитической записке также подчеркивается использование Узбекистаном «мягкой силы» через образовательные инициативы, такие как финансирование строительства медресе «Хайр аль-Мударис имама Бухари» в Мазари-Шарифе. Авторы утверждают, что, поддерживая религиозное и интеллектуальное развитие, Узбекистан стремится противостоять радикальным идеологиям и укрепить свое влияние среди религиозной и политической элиты Афганистана. Однако они предупреждают, что остаются проблемы, включая изменение этнической динамики в Северном Афганистане, растущие экономические интересы Китая и потенциальные перестановки на энергетическом рынке, которые могут снизить роль Узбекистана.   В конечном итоге, г-н Болтаев и д-р Гафаров приходят к выводу, что политика Узбекистана отражает попытку более тесной интеграции Афганистана в более широкий регион Центральной Азии. Они утверждают, что нацеленность Ташкента на экономическое сотрудничество, региональную стабильность и развитие инфраструктуры демонстрирует долгосрочное стремление к укреплению двусторонних отношений, выходящее за рамки сиюминутных проблем безопасности. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, авторы считают, что взвешенный подход Узбекистана делает его важнейшим игроком в формировании будущего Афганистана, особенно в его северных провинциях.   Читайте на сайте The Diplomat   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

27 марта, 2025

Растущее влияние России в Афганистане: Что это значит для Центральной Азии?

Доктор Исломхон Гафаров, старший научный сотрудник Центра исследований Афганистана и Южной Азии, и стажер Центра Бобур Мингяшаров утверждают, что растущее влияние России в Афганистане – это стратегический сдвиг, обусловленный как геополитической необходимостью, так и экономическими интересами. После вывода американских войск Москва стремится расширить свое взаимодействие с правительством талибов, используя транзитный потенциал Афганистана и рынок с населением 41 миллион человек. Авторы утверждают, что прагматичный подход России – сохранение дипломатического присутствия в Кабуле и рассмотрение вопроса об исключении талибов из списка террористов – демонстрирует долгосрочное стремление к укреплению связей. Этот сдвиг, отмечают они, согласуется с более широкой стратегией России, направленной на укрепление влияния в Евразии на фоне продолжающейся конфронтации с Западом.   Авторы далее утверждают, что взаимодействие России с Афганистаном охватывает три основные сферы: торговлю, добычу ресурсов и сотрудничество в области безопасности. Авторы подчеркивают, что товарооборот между двумя странами превысил 1 миллиард долларов, а к 2030 году, по прогнозам, достигнет 10 миллиардов долларов. Заинтересованность России в афганском литии и редкоземельных минералах, отмечают авторы, ставит ее в условия прямой конкуренции с Китаем и Индией за доступ к ресурсам. Кроме того, авторы подчеркивают, что усилия России по оказанию гуманитарной помощи являются частью стратегии «мягкой силы», направленной на улучшение отношений с афганскими властями и преодоление затянувшихся исторических обид, связанных с советско-афганской войной.   Они также подчеркивают, что стратегия России формируется под влиянием конкуренции с Китаем, особенно в экономической сфере. В то время как Пекин прочно утвердился в роли ключевого инвестора в Афганистане благодаря инициативе «Пояс и путь», Россия стремится закрепиться в экономике, в частности, поддерживая масштабные инфраструктурные проекты, такие как Трансафганская железная дорога. По их мнению, этот проект расширит доступ России к индийскому и пакистанскому рынкам и укрепит роль Центральной Азии как транзитного коридора. Однако они предупреждают, что меняющийся геополитический ландшафт в Афганистане, где Россия, Китай, Индия и Пакистан борются за влияние, может создать напряженность, которая перекинется на Центральную Азию.   Кроме того, подчеркивается, что соображения безопасности остаются центральным фактором в политике России в Афганистане. Отмечается, что Москва рассматривает талибов как важнейшего партнера в противодействии ИГИЛ-Хорасан, особенно после теракта в московском «Крокус Сити Холле». Хотя Россия воздерживается от расширения своего военного присутствия в Центральной Азии, авторы утверждают, что ее дипломатическое взаимодействие с «Талибаном» может изменить динамику региональной безопасности. Наконец, авторы приходят к выводу, что растущее участие России в Афганистане открывает как возможности, так и проблемы для Центральной Азии, особенно в сфере экономического сотрудничества, борьбы с терроризмом и управления водными ресурсами.   Читайте аналитическую записку на сайте Kun.uz   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

25 марта, 2025

Как Узбекистан развивает транспортные связи с Южным Кавказом?

Как объясняет Наргиза Умарова, Узбекистан активно развивает свои транспортные связи с Южным Кавказом, признавая ключевую роль региона в содействии торговле между Центральной Азией и Европой. Учитывая растущее значение Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в условиях меняющейся геополитической динамики, Ташкент активизировал сотрудничество с Азербайджаном и Грузией. После войны в Украине и последующего снижения роли России в транзитной цепочке Европа-Китай Узбекистан стремится использовать новые транспортные коридоры, в частности мультимодальный маршрут CASCA+. Этот коридор, соединяющий Центральную Азию с Южным Кавказом и Анатолией, уже доказал свою эффективность успешной отправкой товаров в Европу, сократив как время, так и затраты на транзит.   Автор подчеркивает приверженность Узбекистана развитию инфраструктуры морского транспорта, вкладывая значительные средства в Бакинский международный морской торговый порт и черноморские порты Поти и Батуми. Страна также поддерживает открытие Зангезурского коридора, который может сократить путь из Азербайджана в Турцию, что еще больше укрепит торговые связи между Востоком и Западом. Однако она отмечает, что успех этих транспортных инициатив зависит от преодоления административных и правовых барьеров, включая унификацию тарифов и цифровизацию транзитных процессов. По словам г-жи Умаровой, углубление сотрудничества Узбекистана с Азербайджаном, особенно в области железнодорожной и портовой инфраструктуры, согласуется с его более широкими амбициями по увеличению транзитного потенциала до 22 миллионов тонн в год к 2030 году.   Подробнее ознакомьтесь с анализом на сайте Caspian Policy Center   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.