Аналитические заметки

outputs_in

Аналитические заметки

17 февраля, 2025

Долю Узбекистана в мировом экспорте следует кратно наращивать с позиции вхождения в число развитых государств

Аналитическая записка профессора Ибрагима Мавланова посвящена оценке экспортного потенциала Узбекистана в контексте его стремления к вхождению в число развитых стран. Автор подчёркивает, что доля страны в мировом экспорте является важным макроэкономическим индикатором, отражающим её место в глобальной экономике. В документе рассматривается динамика узбекского экспорта с 1992 года, включая периоды роста, стагнации и последующего восстановления. Анализируются стратегические цели правительства, включая программы «Новый Узбекистан-2026» и «Узбекистан-2030», направленные на увеличение объёмов экспорта до 45 млрд долларов, а также влияние международных экономических факторов на развитие внешней торговли.   На основе сравнительного анализа с развитыми и развивающимися странами автор приходит к выводу, что для соответствия экономическим стандартам развитых государств Узбекистану необходимо кратно увеличивать экспорт – до 125–500 млрд долларов в год. Для достижения этой цели предлагается уделять особое внимание не только наращиванию экспорта традиционных товаров, но и развитию сектора услуг и интеллектуальной собственности. Документ подчёркивает ключевую роль экономической дипломатии в создании благоприятных условий для роста экспорта и укрепления международных торговых связей страны.   Читать материал    * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

10 февраля, 2025

Непало-узбекские отношения: Будущее впереди

Авторы Азизжон Зиёдуллаев, Саджина Рай, Огабек Норкулов и Исломхон Гафаров в своей аналитической записке, опубликованной Азиатским институтом дипломатии и международных отношений (Asian Institute of Diplomacy and International Affairs, AIDIA, Непал), утверждают, что Непал и Узбекистан, несмотря на их общий статус стран, не имеющих выхода к морю, еще не полностью использовали возможности для экономического и дипломатического сотрудничества. Они утверждают, что хотя исторические и культурные связи между двумя странами восходят к эпохе Шелкового пути, современное двустороннее взаимодействие остается минимальным из-за логистических трудностей, отсутствия прямых транзитных маршрутов и институциональных рамок для устойчивого сотрудничества. В кратком обзоре подчеркивается стратегическая важность обеих стран в развивающемся ландшафте коммуникаций в Центральной и Южной Азии, а также потенциальные выгоды от расширения торговли, инвестиций и многостороннего взаимодействия.   Авторы отмечают, что обе страны сталкиваются с общими экономическими и инфраструктурными проблемами, такими как высокие транспортные расходы и зависимость от соседних стран в плане доступа на рынки. Они подчеркивают, что интеграция Узбекистана в крупномасштабные проекты по развитию связей, включая инициативу «Пояс и путь» (BRI) и железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, может предложить Непалу альтернативные торговые пути, помимо традиционной зависимости от Индии. И наоборот, опыт Непала в области развития гидроэнергетики и экологического туризма назван сектором, в котором Узбекистан мог бы извлечь выгоду путем обмена знаниями и создания совместных предприятий. Кроме того, в аналитической записке подчеркивается важность многостороннего сотрудничества, особенно через такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Объединенных Наций, для отстаивания интересов развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.   Кроме того, в аналитической записке утверждается, что, несмотря на существующие с 2018 года дипломатические отношения, Непал и Узбекистан не имеют прямых дипломатических представительств, что является серьезным препятствием для налаживания устойчивого политического и экономического взаимодействия. Отмечается, что формализация институциональных механизмов, таких как регулярные диалоги на высоком уровне, дипломатия Track II и соглашения о содействии торговле, может проложить путь к укреплению двусторонних отношений. Кроме того, авторы рекомендуют ослабить визовые ограничения, укрепить образовательные и культурные обмены, а также создать отраслевые рабочие группы для решения общих проблем, в частности в области торговли, адаптации к изменению климата и трудовой миграции. Авторы заключают, что структурированное партнерство между Непалом и Узбекистаном может внести значительный вклад в региональную стабильность и экономическую интеграцию при условии, что обе страны предпримут активные шаги для преодоления существующих ограничений.   Прочесть и загрузить аналитическую записку   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

29 января, 2025

Транспортные проекты в Афганистане: Амбиции Ирана и балансирующая Центральная Азия

В статье Наргизы Умаровой, опубликованной в CACI Analyst, рассматривается растущая конкуренция за трансафганские транспортные коридоры: Узбекистан, Туркменистан и Иран продвигают конкурирующие железнодорожные проекты, чтобы соединить Центральную Азию с Пакистаном и Китаем. Правительство талибов активно поддерживает эти инициативы, признавая стратегическое положение Афганистана как транзитного узла. В то время как Узбекистан продвигает Кабульский коридор (Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар), Туркменистан поддерживает альтернативный маршрут Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Болдак. Тем временем Иран расширяет свою железную дорогу Чабахар-Захедан в сторону Афганистана, стремясь установить прямое сообщение с Китаем через Герат по железнодорожному коридору Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран («Дорога пяти наций»).   Как отмечает автор, растущее влияние Ирана на афганскую транспортную инфраструктуру бросает вызов доминированию Узбекистана в региональном транзите. Хотя первоначально Ташкент планировал интегрироваться с поддерживаемой Ираном железной дорогой Хаф-Герат, он сместил акцент на Кабульский коридор, чтобы защитить свои собственные транзитные интересы. Таджикистан, исторически скептически относящийся к талибам, стал более активно участвовать в трансафганских проектах, сотрудничая с Китаем и Кореей в разработке железнодорожной ветки через Шерхан-Бандар. Между тем, коридор ТАТ Туркменистана и торговый маршрут Лапис Лазури предлагают альтернативные связи с Турцией и Европой, усиливая региональную конкуренцию за контроль над афганскими торговыми путями.   Усиливающееся соперничество между транспортными коридорами, поддерживаемыми Ираном и Центральной Азией, имеет серьезные геополитические и экономические последствия. Узбекистан сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Ирана и Китая, в то время как Таджикистан и Кыргызстан могут получить стратегическое влияние, обеспечив себе прямой доступ к Китаю и Афганистану. Чтобы сбалансировать региональные интересы и избежать внешней зависимости, государства Центральной Азии должны координировать свои транспортные стратегии, гарантируя, что появление Афганистана в качестве транзитного узла принесет равные выгоды всем заинтересованным сторонам.   Читайте статью на сайте CACI Analyst   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

27 января, 2025

Обзор и анализ региональных неправительственных инициатив в Центральной Азии

В данном аналитическом докладе, подготовленном при поддержке Фонда PeaceNexus в соавторстве с Хамзой Болтаевым, руководителем Центра исследований Афганистана и Южной Азии, представлен углубленный анализ региональных неправительственных инициатив в Центральной Азии. В исследовании собраны мнения исследователей из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана для изучения эволюции, проблем и факторов успеха усилий гражданского общества в регионе.   Сосредоточившись на таких тематических блоках, как изменение климата, гендерные вопросы, религия, миграция и социально-экономическое развитие, исследование оценивает стратегии, применяемые НПО для развития сотрудничества, решения общих проблем уязвимости и укрепления социальной сплоченности. Особое внимание уделяется инициативам, которые соответствуют Целям устойчивого развития (ЦУР) и способствуют развитию региональной идентичности через культурное, экологическое и экономическое сотрудничество.   Роль Фонда PeaceNexus в поддержке этого исследования подчеркивает его приверженность укреплению потенциала неправительственных организаций в решении проблем, чувствительных к конфликтам, и содействию устойчивому миру. В материалах Хамзы Болтаева особое внимание уделяется достижениям в области религиозного диалога и роли спорта в укреплении инклюзивности и единства.   В завершение приводятся практические рекомендации для политиков, гражданского общества и партнеров по развитию по расширению региональных сетей, укреплению сотрудничества между НПО и правительством и реализации устойчивых стратегий регионального сотрудничества. Она служит жизненно важным ресурсом для укрепления устойчивости, сплоченности и миростроительства во всей Центральной Азии.   Ознакомьтесь с докладом   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

16 января, 2025

Россия стремится расширить транспортные маршруты в Афганистан

Наргиза Умарова, старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований, в своей новой статье, опубликованной в издании The Jamestown Foundation, рассматривает расширяющиеся усилия Москвы по установлению дополнительных транспортных связей с Афганистаном и объясняет, как эти инициативы отражают более широкие геополитические и экономические цели России. По мнению автора, Кремль стремится обеспечить альтернативные торговые маршруты в то время, когда западные санкции ограничили доступ России ко многим мировым рынкам. Налаживая сотрудничество с Афганистаном, российские власти не только надеются ослабить влияние санкций, но и стремятся утвердить свое влияние на ключевые транзитные коридоры в Центральной Азии.   Расширяя железнодорожную и автомобильную инфраструктуру в Афганистане, Москва может позиционировать себя как ключевого игрока в регионе, оказывать влияние на правительство талибов и потенциально регулировать – или, по крайней мере, контролировать – потоки товаров, людей и угрозы безопасности вдоль своей южной периферии. В целом, Наргиза Умарова утверждает, что эти транспортные и торговые экспансии служат как ближайшим экономическим интересам России, так и ее давнему стремлению оставаться главным силовым брокером в Центральной Азии.   Читайте аналитическую заметку (на английском языке) на сайте The Jamestown Foundation   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

18 декабря, 2024

Влияние искусственного интеллекта на стратегию национальной безопасности

В своей новой публикации научный сотрудник Центра американских исследований Шахзода Жуманиязова отмечает, что искусственный интеллект (ИИ) сегодня играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, помогая в ускоренных темпах обрабатывать данные и выявлять угрозы кибератак и информационных манипуляций. Ведущие страны мира, включая США, Китай и Россию, активно используют ИИ для повышения эффективности военных систем и защиты от новых рисков.   Однако, как подчеркивает автор, развитие ИИ порождает и вызовы — от уязвимости алгоритмов до этических споров о применении автономного оружия. Для Узбекистана важно активно внедрять ИИ в стратегию безопасности, развивая международное сотрудничество, создавая надежную правовую основу и поддерживая научные исследования. Это позволит не только укрепить безопасность страны, но и адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий.   Читайте публикацию   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.