Аналитические заметки

outputs_in

Аналитические заметки

18 декабря, 2024

Влияние искусственного интеллекта на стратегию национальной безопасности

В своей новой публикации научный сотрудник Центра американских исследований Шахзода Жуманиязова отмечает, что искусственный интеллект (ИИ) сегодня играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, помогая в ускоренных темпах обрабатывать данные и выявлять угрозы кибератак и информационных манипуляций. Ведущие страны мира, включая США, Китай и Россию, активно используют ИИ для повышения эффективности военных систем и защиты от новых рисков.   Однако, как подчеркивает автор, развитие ИИ порождает и вызовы — от уязвимости алгоритмов до этических споров о применении автономного оружия. Для Узбекистана важно активно внедрять ИИ в стратегию безопасности, развивая международное сотрудничество, создавая надежную правовую основу и поддерживая научные исследования. Это позволит не только укрепить безопасность страны, но и адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий.   Читайте публикацию   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

03 декабря, 2024

Коммунистическая партия Китая настаивает на ценностном стремлении ставить людей на первое место

В аналитической заметке, опубликованной в газете People’s Daily, Аббос Бобохонов, руководитель Программы исследований по Китаю в ИПМИ, рассматривает стремление Китая к модернизации по китайскому образцу с помощью инновационных стратегий. Автор подчеркивает значение Третьего пленума ЦК КПК 20-го созыва, на котором было принято «Решение о дальнейшем всестороннем углублении реформ и продвижении модернизации с китайской спецификой». В этом решении, принятом на основе обширных исследований и консультаций, основное внимание уделяется реформам, ориентированным на интересы людей, для обеспечения справедливого развития.   В документе подчеркивается, что путь Китая к модернизации в условиях глобальных экономических и геополитических вызовов зависит от прагматичного и постепенного подхода к реформам и открытости. Автор отмечает, что эти усилия направлены на расширение прав и возможностей граждан, стимулирование инноваций и создание надежной экономической структуры, сочетающей в себе эффективность рынка и эффективность управления.   Кроме того, автор подчеркивает планы Китая по ускорению структурных преобразований путем повышения производительности труда и укрепления инновационного потенциала. Эта программа реформ также рассматривается как возможность укрепить связи с Центральной Азией, особенно через инфраструктуру и энергетическое сотрудничество в рамках инициативы «Пояс и путь». В статье делается вывод, что траектория реформ Китая направлена не только на внутренний рост, но и способствует региональному и глобальному процветанию.   Читайте аналитическую заметку на сайте People’s Daily   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

27 ноября, 2024

Переход Узбекистана к устойчивому экологическому развитию

В своей новой публикации д-р Азамат Сеитов и др. утверждают, что императив устойчивого развития приобрел беспрецедентную актуальность на фоне растущих экологических проблем и острой необходимости перехода к «зеленой» экономике. Они приводят пример Узбекистана, где модернизация экономики все больше включает в себя экологические проблемы, а инициативы направлены на решение таких важнейших вопросов, как кризис Аральского моря, нехватка воды и опустынивание. Признавая глобальную и региональную актуальность этих вопросов, Узбекистан принял комплексные стратегии, включая Стратегию «Узбекистан-2030», направленные на сокращение выбросов парниковых газов, развитие возобновляемых источников энергии и расширение зеленых зон, особенно в экологически уязвимых регионах, таких как бассейн Аральского моря.   Кроме того, авторы подчеркивают приверженность Узбекистана международным рамкам, таким как Парижское соглашение, определяя переход страны к «зеленой» экономике как многоплановую попытку сбалансировать экономический рост с сохранением экологии. В стратегии подробно описаны конкретные меры, такие как модернизация энергетической инфраструктуры, повышение эффективности использования ресурсов и стимулирование инициатив в области возобновляемых источников энергии, а также решение таких проблем, как зависимость от невозобновляемых ресурсов и нехватка воды. Стратегия также уделяет приоритетное внимание устойчивому сельскому хозяйству, снижению загрязнения и утилизации отходов, что отражает комплексный подход к обеспечению долгосрочной экологической устойчивости.   Кроме того, обсуждаются более широкие последствия «зеленого» перехода Узбекистана, включая его экономические выгоды и соответствие глобальным целям устойчивого развития. Внедряя инновационные технологии и развивая партнерские отношения, такие как сотрудничество с международными компаниями в рамках проектов по возобновляемым источникам энергии, Узбекистан стремится занять лидирующие позиции в региональной экологической политике. Однако авторы предупреждают, что достижение этих целей требует значительных инвестиций, согласованности политики и надежной международной поддержки, учитывая значительные экономические и логистические препятствия.   Прочесть статью можно здесь   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

18 ноября, 2024

Эволюция Талибана: Изменения в поведении и стратегии

В аналитической заметке Исломхона Гафарова «Эволюция Талибана: Изменения в поведении и стратегии», опубликованная в восьмом томе журнала «Afghanistan Monitor», посвящена стратегическим изменениям в модели управления талибов после их возвращения к власти в августе 2021 года. Г-н Гафаров излагает нюансы, утверждая, что, несмотря на идеологическую жесткость, уходящую корнями в деобандийские интерпретации исламского права, талибы продемонстрировали прагматические сдвиги в своих подходах к управлению и внешней политике.   Автор полагает, что недавние внутренние реформы Талибана свидетельствуют о переходе к более рациональному и стратегическому управлению. Хотя их основная идеология остается неизменной, в частности приверженность принципам шариата и пуштунвали, есть признаки более практичного подхода как к внутреннему управлению, так и к международным отношениям. Важным аспектом анализа г-на Гафарова является изменившаяся позиция талибов по отношению к терроризму. В отличие от предыдущего правления, когда Афганистан стал убежищем для глобальных джихадистских сетей, нынешний режим ведет активную борьбу с такими группировками, как «Аль-Каида» и ИГИЛ-Хорасан.   Он также подчеркивает эволюционирующую внешнюю политику талибов, отмечая их возросший дипломатический контакт с немусульманскими странами, что знаменует собой отход от изоляционистской политики 1990-х годов. Это включает в себя взаимодействие с Китаем, Россией и соседями из Центральной Азии, направленное на обеспечение экономических инвестиций и развитие инфраструктуры. Несмотря на очевидный прагматизм, Исломхон Гафаров остается осторожным в своих оценках, предполагая, что эти сдвиги могут быть временными и направленными на достижение конкретных политических выгод, как внутри страны, так и на международном уровне.   Данная аналитическая заметка предлагает критический взгляд на меняющиеся стратегии талибов, изображая режим, который осторожно приспосабливается к новым реалиям, стремясь при этом сохранить свою основную идеологическую идентичность.   Для справки: Afghanistan Monitor – это всеобъемлющая публикация Фонда Фридриха Эберта в Пакистане, в которой содержится подробный анализ политической, экономической ситуации, ситуации в области безопасности и гуманитарной ситуации в Афганистане в период с июня по август 2024 года. В этом издании, посвященном трем годам со времени захвата власти талибами, дается глубокий анализ проблем и преобразований, с которыми сталкивается страна. В нем рассматривается широкий спектр тем, включая права человека, экономические события, инфраструктурные проекты и дипломатические отношения, а эксперты исследуют развитие ситуации в Афганистане в период правления талибов.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

31 октября, 2024

Как всплеск активности талибов повлиял на политику Индии в Афганистане?

Статья Азизжона Зиёдуллаева посвящена сложным корректировкам, которые Индия внесла в свою политику в Афганистане в свете неожиданного возвращения талибов к власти в 2021 году. Автор утверждает, что, хотя фундаментальные стратегические интересы Индии – поддержание региональной безопасности, противодействие терроризму, уравновешивание влияния Пакистана и развитие экономических связей с Центральной Азией - остались неизменными, подход перешел от активного участия к более осторожной форме вовлечения. Этот сдвиг иллюстрирует прагматичную рекалибровку Индии, стремящейся сохранить свое влияние и основные цели без прямого взаимодействия с новыми афганскими властями.   Исторически, с 2001 по 2021 год, участие Индии в делах Афганистана было масштабным и активным. Оно характеризовалось значительной помощью в развитии, включая проекты, которые символизировали приверженность Индии стабильности Афганистана, такие как инфраструктура, образование и здравоохранение. Инвестиции Индии, составившие около 3 миллиардов долларов, охватывали такие значимые проекты, как строительство афганского парламента, плотины Салма и сети автомагистралей для укрепления связи. Помимо инфраструктуры, Индия зарекомендовала себя как долгосрочный партнер, оказывая военную поддержку, включая обучение афганских сил безопасности, поставку оборудования и даже предоставление помощи для укрепления афганской экономики. В этот период Индия решительно выступала за демократию, стабильность и экономическое развитие, что способствовало укреплению влияния Индии в регионе и превращению страны в противовес региональным амбициям Пакистана.   Однако внезапный приход к власти талибов значительно изменил ситуацию, заставив Индию пересмотреть свою роль и политику. Осознав новые реалии, Индия перешла к подходу, характеризующемуся избирательным взаимодействием. Хотя Индия воздерживается от официального признания режима талибов, она продолжает оказывать гуманитарную помощь – продовольствие, медикаменты и вакцины COVID-19, – что помогает Индии сохранять присутствие в Афганистане и одновременно демонстрировать свою приверженность делу обеспечения благосостояния афганцев. Такая «гуманитарная дипломатия» является для Индии средством конструктивного взаимодействия без ущерба для своих принципов. Позиция Индии имеет свои нюансы: она выступает за создание инклюзивного афганского правительства, уважающего права человека, и одновременно предпринимает шаги по обеспечению своих стратегических интересов в регионе, где влияние Пакистана остается повсеместным.   В настоящее время политика Индии в Афганистане отражает хрупкий баланс между соблюдением этических обязательств в отношении демократии и инклюзивности, с одной стороны, и прагматическими интересами в области безопасности и экономики – с другой. Хотя Нью-Дели поддерживает открытые, но неформальные каналы связи с талибами, он также выступает на международных форумах, таких как Организация Объединенных Наций и Шанхайская организация сотрудничества, за создание представительного афганского правительства. Поддерживая такие связи, Индия сигнализирует о своем долгосрочном намерении играть конструктивную роль в будущем Афганистана, ожидая при этом политического ландшафта, который в большей степени соответствует ее ценностям.   Автор приходит к выводу, что подход Индии в Афганистане сместился от открытых усилий по государственному строительству к более расчетливой стратегии, которая защищает интересы Индии, не вступая в открытое взаимодействие с Талибаном. Этот хрупкий баланс демонстрирует адаптивность Индии, которая продолжает заниматься вопросами региональной безопасности, гуманитарной поддержки и многосторонней дипломатии в ожидании разрешения политической неопределенности в Афганистане. Успех этого нового подхода, по их мнению, в итоге может зависеть от способности Индии ориентироваться в региональных альянсах и эффективно реагировать на меняющуюся динамику в Афганистане.   Загрузить и прочесть аналитическую заметку (на английском языке) можно здесь   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Аналитические заметки

18 октября, 2024

Как Таджикистан и Узбекистан решают проблемы транспортного сообщения

Новая публикация Наргизы Умаровой посвящена предпринимаемым усилиям по улучшению транспортного сообщения между Узбекистаном и Таджикистаном. Автор утверждает, что сотрудничество в области транспорта и транзита имеет решающее значение для активизации регионального взаимодействия в Центральной Азии, согласуясь с национальными стратегиями по расширению транзитного потенциала. С 2018 года были реализованы различные инициативы, такие как восстановление железнодорожного и автомобильного сообщения, взаимная отмена транзитных разрешений и создание международных транспортных коридоров.   Эксперт рассказывает о том, как повышение транспортной связанности способствовало развитию торговли: значительно увеличился объем торговли и двусторонних грузоперевозок. В документе также освещаются проблемы, такие как модернизация инфраструктуры и дефицит инвестиций, и предлагается, что интеграция в международные транспортные коридоры может помочь преодолеть эти ограничения и укрепить экономические связи.   Кроме того, в статье рассматриваются потенциальные маршруты и проекты, которые могут позиционировать обе страны в качестве ключевых транзитных узлов, включая коридор Китай-Таджикистан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция, а также конкуренция со стороны альтернативных маршрутов, таких как железная дорога Таджикистан-Афганистан-Туркменистан, подчеркивается необходимость сотрудничества Узбекистана и Таджикистана в согласовании транспортных стратегий и улучшении логистических показателей для получения максимальной взаимной выгоды, несмотря на периодически возникающие конфликты интересов.   Читайте аналитическую заметку на сайте The Diplomat