Медиа-ресурсы

outputs_in

Медиа-ресурсы

12 октября, 2025

Есть ли будущее у СНГ?

Профессор Азамат Сеитов дал комментарий изданию Gazeta.uz в преддверии саммита глав государств Содружества Независимых Государств в Душанбе. В центре его оценки — актуальная роль СНГ спустя три десятилетия после основания и возможные траектории развития объединения.   По словам эксперта, постановка вопроса о «смысле существования» СНГ отражает глубинную проблему: в последние годы фактическая активность площадки снизилась, а часть взаимодействий перешла в рамки других форматов, в частности ШОС. Институциональная «плотность» решений в СНГ также уменьшилась — документы саммитов носят преимущественно рекомендательный характер, что ограничивает потенциал многосторонней повестки.   Вместе с тем Сеитов подчёркивает, что СНГ остаётся востребованной диалоговой площадкой для ряда государств постсоветского пространства, особенно на фоне повышенной международной турбулентности. Смысл существования организации, по его мнению, уже не в реставрации прежних связей, а в выстраивании практико-ориентированного диалога и запуске конкретных региональных инициатив. Речь идёт о проектах, нацеленных на укрепление транспортно-логистических связей, диверсификацию рынков, расширение культурно-гуманитарного обмена и повышении устойчивости к современным вызовам.   Ключевой тезис комментария — необходимость занять СНГ «новую нишу» за счёт фокусировки на направлениях с наибольшим потенциалом синергии. В качестве инструментального решения эксперт предлагает переход к «модульным программам», в рамках которых страны смогут избирательно присоединяться к тем проектам, которые соответствуют их национальным интересам и ресурсным возможностям. Такой подход, по мнению проф. Сеитова, позволит сохранить гибкость структуры и повысить результативность сотрудничества.   Отдельный акцент сделан на интересах Узбекистана, которые сегодня во многом лежат в экономической плоскости. Через механизмы СНГ возможно продвижение инициатив по цифровому взаимодействию, гармонизации стандартов, совместным прикладным проектам и обмену лучшими практиками управления. При условии переформатирования и концентрации на измеримых результатах Содружество в среднесрочной перспективе может эволюционировать в более узконаправленную и эффективную платформу прикладного регионального сотрудничества.   Читайте на Gazeta.uz   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Медиа-ресурсы

06 октября, 2025

Инициативы Узбекистана по обеспечению стабильности и развития Афганистана

В интервью информационному агентству «УзА» Хамза Болтаев комментирует инициативы Узбекистана по обеспечению стабильности и развития Афганистана. Прежде всего, он подчеркивает важность «Термезского диалога» в укреплении региональных норм доверия и сотрудничества, используя в качестве контекста вопросы, поднятые в речи Президента на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: нейтральную платформу для переговоров, увязку повестки безопасности с экономической повесткой, а также налаживание прагматичных связей между соседями.   Болтаев выделяет концепцию железной дороги Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар в качестве ключевого проекта среди экономических и инфраструктурных инициатив. По его мнению, этот коридор задействует транзитный потенциал Афганистана, оживит региональную торговлю, логистику и занятость; в то же время он продемонстрирует международному сообществу, что «экономическая интеграция - наиболее устойчивый механизм обеспечения безопасности».   С этой точки зрения, он обобщает практическую ценность инициатив Узбекистана в трех направлениях: (1) создание постоянной площадки для обсуждения и координации («Термезский диалог»), (2) подключение Афганистана к региональным цепочкам через инфраструктуру (железнодорожные и логистические узлы), (3) инвестиционные проекты, способствующие социально-экономической стабилизации. В заключение интервью Болтаев отмечает, что этот подход направлен на решение вопросов международного признания и безопасности посредством практического сотрудничества и гармонизации интересов, а не идеологических споров.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Медиа-ресурсы

25 сентября, 2025

Образование, региональная связность и исламская легитимность как основы будущего Афганистана

Недавняя статья ведущего научного сотрудника ИПМИ Азизы Мухаммедовой, подготовленная в соавторстве с Фарханой Кязи и Халимой Насири, предлагает целостный анализ путей к стабилизации Афганистана.   Авторы выделяют три ключевых опоры будущего страны — образование, инфраструктурную связанность и исламскую легитимность. По их мнению, именно сочетание этих факторов способно вывести Афганистан из затяжного кризиса и открыть путь к устойчивому миру и процветанию. Особое внимание уделяется необходимости восстановления доступа женщин к образованию, развитию региональных транспортных и торговых коридоров (в частности, Трансафганской железной дороги), а также роли исламских учёных, чьи решения и фатвы могут придать реформам культурный и религиозный авторитет.   Статья подчеркивает, что без институционализации образовательных инициатив, долгосрочного финансирования и системного мониторинга страна рискует остаться в ловушке радикализации и изоляции. В то же время при последовательной реализации предлагаемых мер Афганистан может стать не источником нестабильности, а связующим звеном между Центральной и Южной Азией.   Читайте статью на сайте Daily Islamabad Post   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Медиа-ресурсы

18 сентября, 2025

Почему Центральная Азия, за которой внимательно следят США, Европа и Индия, проявляет такой особый интерес к Китаю?

В обширном интервью Евразийской ассоциации системных исследований (Eurasian System Science Research Association, ESSRA) Одил Гафаров, заместитель директора Института перспективных международных исследований, представил всесторонний анализ эволюции роли Центральной Азии в глобальном геополитическом ландшафте. Размышляя о своем академическом и профессиональном пути в Узбекистане, Китае и США, г-н Гафаров объяснил, как эти опыты сформировали его тонкое понимание многовекторной дипломатии региона, традиций внутреннего управления и стратегических партнерств, особенно с Китаем.   Он оспорил представление о центральноазиатских государствах как о пассивных игроках, зажатых между великими державами, и вместо этого изобразил их как стратегически гибких акторов, активно балансирующих отношения между Россией, Китаем, США, Европой и развивающимися средними державами. Он проиллюстрировал это примерами, начиная от китайских инвестиций в проекты в области безопасности и инфраструктуры до поддержки Индии в секторе ИТ, подчеркнув, как Ташкент и его соседи целенаправленно развивают диверсифицированную сеть партнеров для защиты суверенитета и стимулирования развития.   Значительная часть интервью была посвящена отношениям между Китаем и Центральной Азией. Эксперт подчеркнул, что географическая близость, экономический прагматизм и технологические возможности делают сотрудничество с Китаем стратегической необходимостью, особенно в таких областях, как возобновляемые источники энергии, цифровые инновации и модернизация инфраструктуры. Однако он также отметил сохраняющиеся «пробелы в знаниях» и культурную незнакомость между китайскими и центральноазиатскими заинтересованными сторонами, призвав к углублению межчеловеческих контактов, академическому сотрудничеству и языковому обучению для обеспечения долгосрочного взаимопонимания.   В ходе дискуссии также были рассмотрены вопросы внутреннего управления, водной безопасности и устойчивости к изменению климата. Он отметил устойчивую силу государственных институтов Центральной Азии, укорененную в многовековых традициях управления и укрепленную современными системами образования. В то же время он предупредил о растущих вызовах, таких как проект канала Каштапа в Афганистане, вызванный изменением климата дефицит воды и устаревшая энергетическая инфраструктура, подчеркнув необходимость технологической помощи, региональной координации и партнерств в области устойчивого развития для предотвращения будущих кризисов.   В заключение г-н Гафаров подтвердил стратегическую автономию Центральной Азии в многополярном мире, настаивая на том, что будущее региона заключается в прагматичной, диверсифицированной дипломатии и активном взаимодействии как с крупными, так и со средними державами. Его интервью дало редкую возможность увидеть изнутри, как государства Центральной Азии превращаются из «незаметных игроков» в тех, кто формирует геополитический и экономический порядок Евразии.   Читайте интервью на сайте ESSRA   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Медиа-ресурсы

02 сентября, 2025

Саммит ШОС в Тяньцзине: ШОС имеет уникальную ценность в глобальном многостороннем механизме

Профессор Азамат Сеитов в интервью China News подчеркнул, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) превратилась в один из наиболее значимых многосторонних механизмов в мире. Он подчеркнул, что ее сила заключается не только в огромном демографическом и экономическом весе, составляющем почти половину мирового населения и более 20 триллионов долларов США ВВП, но и в ее роли стабилизатора в эпоху растущей глобальной неопределенности. Руководствуясь «Шанхайским духом», основанным на доверии, взаимном уважении и консенсусе, ШОС стала уникальной платформой, способствующей сплочению и устранению барьеров между государствами-членами.   Профессор Сеитов особо отметил, что институциональная структура ШОС и механизмы координации в политической, экономической и культурной сферах обеспечивают ей устойчивость и авторитет. Организация постепенно превратилась в многофункциональный орган, охватывающий торговлю, энергетику, культуру, транспортную доступность и экологически безопасное развитие. Такие проекты, как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, являются примером этой трансформации, обеспечивая как экономическую жизнеспособность, так и более глубокую социальную интеграцию, одновременно продвигая долгосрочную стратегию региона в области транспортной доступности и развития инфраструктуры.   Глядя в будущее, он подчеркнул важность предстоящих саммитов ШОС как возможностей для устранения институциональных барьеров и повышения прозрачности региональных проектов. Он выразил уверенность в том, что государства-члены будут продолжать расширять повестку дня сотрудничества, особенно в таких новых областях, как цифровая экономика, энергетика и зеленые технологии. По его мнению, для Центральной Азии ШОС представляет собой надежную опору стабильности и конструктивную платформу для партнерства, позволяющую региону вступить в новую фазу устойчивого развития и более тесной интеграции.   Читайте интервью на China News   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.

outputs_in

Медиа-ресурсы

01 сентября, 2025

Аббос Бобохонов выступил о роли ШОС в современной международной системе, региональной безопасности и развитии

Руководитель Центра Азиатско-тихоокеанских исследований ИПМИ Аббос Бобохонов выступил в телепередаче «Студия 24», где подробно обсудил значение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях трансформации глобальной системы международных отношений и её влияние на динамику в Центральной Азии.   В ходе беседы эксперт подчеркнул, что ШОС за последние два десятилетия превратилась в авторитетную международную площадку, объединяющую крупнейшие государства Евразии и оказывающую возрастающее влияние на формирование многополярного миропорядка. По его словам, организация не только содействует укреплению доверия и безопасности, но и активно развивается как центр экономического и гуманитарного взаимодействия.   Особое внимание было уделено роли Центральной Азии, которая является ядром пространственного и политического измерения ШОС. В этом контексте обсуждалось, как платформа организации способствует укреплению региональной стабильности, развитию транспортных и энергетических связей, а также созданию новых возможностей для экономического роста.   Эксперт отдельно остановился на инициативах Узбекистана, которые системно выдвигаются на саммитах и заседаниях ШОС. Он отметил, что Ташкент продвигает идеи углубления экономического сотрудничества, формирования устойчивых транспортных коридоров, развития зелёной энергетики, а также расширения культурно-гуманитарного обмена. Эти инициативы отражают стратегическое видение страны как конструктивного и проактивного участника международных отношений.   В заключение было подчеркнуто, что участие Узбекистана в ШОС укрепляет его роль в обеспечении региональной безопасности и устойчивого развития, а также демонстрирует готовность страны вносить вклад в формирование справедливой и сбалансированной глобальной системы.   * Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.