Авторы Азизжон Зиёдуллаев, Саджина Рай, Огабек Норкулов и Исломхон Гафаров в своей аналитической записке, опубликованной Азиатским институтом дипломатии и международных отношений (Asian Institute of Diplomacy and International Affairs, AIDIA, Непал), утверждают, что Непал и Узбекистан, несмотря на их общий статус стран, не имеющих выхода к морю, еще не полностью использовали возможности для экономического и дипломатического сотрудничества. Они утверждают, что хотя исторические и культурные связи между двумя странами восходят к эпохе Шелкового пути, современное двустороннее взаимодействие остается минимальным из-за логистических трудностей, отсутствия прямых транзитных маршрутов и институциональных рамок для устойчивого сотрудничества. В кратком обзоре подчеркивается стратегическая важность обеих стран в развивающемся ландшафте коммуникаций в Центральной и Южной Азии, а также потенциальные выгоды от расширения торговли, инвестиций и многостороннего взаимодействия.
Авторы отмечают, что обе страны сталкиваются с общими экономическими и инфраструктурными проблемами, такими как высокие транспортные расходы и зависимость от соседних стран в плане доступа на рынки. Они подчеркивают, что интеграция Узбекистана в крупномасштабные проекты по развитию связей, включая инициативу «Пояс и путь» (BRI) и железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, может предложить Непалу альтернативные торговые пути, помимо традиционной зависимости от Индии. И наоборот, опыт Непала в области развития гидроэнергетики и экологического туризма назван сектором, в котором Узбекистан мог бы извлечь выгоду путем обмена знаниями и создания совместных предприятий. Кроме того, в аналитической записке подчеркивается важность многостороннего сотрудничества, особенно через такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Объединенных Наций, для отстаивания интересов развивающихся стран, не имеющих выхода к морю.
Кроме того, в аналитической записке утверждается, что, несмотря на существующие с 2018 года дипломатические отношения, Непал и Узбекистан не имеют прямых дипломатических представительств, что является серьезным препятствием для налаживания устойчивого политического и экономического взаимодействия. Отмечается, что формализация институциональных механизмов, таких как регулярные диалоги на высоком уровне, дипломатия Track II и соглашения о содействии торговле, может проложить путь к укреплению двусторонних отношений. Кроме того, авторы рекомендуют ослабить визовые ограничения, укрепить образовательные и культурные обмены, а также создать отраслевые рабочие группы для решения общих проблем, в частности в области торговли, адаптации к изменению климата и трудовой миграции. Авторы заключают, что структурированное партнерство между Непалом и Узбекистаном может внести значительный вклад в региональную стабильность и экономическую интеграцию при условии, что обе страны предпримут активные шаги для преодоления существующих ограничений.
Прочесть и загрузить аналитическую записку
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.