25 мая в Венесуэле прошли парламентские и региональные выборы, на которых правящая коалиция «Большой патриотический полюс» во главе с Единой социалистической партией (PSUV) одержала убедительную победу, получив около 82,7% голосов. Оппозиционные объединения показали значительно более скромные результаты:
Явка избирателей составила лишь 42,6%, что свидетельствует о сравнительно низкой электоральной активности. Коалиция «Большой патриотический полюс» (Gran Polo Patriótico, включает PSUV президента Николаса Мадуро) получила 82,68% голосов, обеспечив себе подавляющее большинство мест в Национальной ассамблее. Для сравнения, наиболее успешный из допустимых к участию оппозиционных блоков – «Демократический альянс» – набрал лишь 6,25%, а другие объединения, такие как альянс UNTC Única и движение «Соседская сила», получили 5,18% и 2,57% соответственно. Совокупно все оппозиционные кандидаты набрали значительно менее 15% голосов, что привело к практически монопольному представительству провластной коалиции в новом парламенте и на уровне губернаторов регионов.
Одним из ключевых факторов, повлиявших на распределение голосов и низкую явку, стало решение основных лидеров оппозиции бойкотировать эти выборы. Ведущие фигуры антиправительственного лагеря, такие как Мария Корина Мачадо, публично призывали граждан воздержаться от голосования в знак протеста против официальных итогов прошлогодних президентских выборов. В июле 2024 года Венесуэла провела президентские выборы, результаты которых оппозиция не признала, заявив о своей победе, тогда как избирательные власти объявили победителем Мадуро. Призыв к бойкоту выборов 2025 года был также обусловлен продолжающимся давлением на оппозиционных активистов – независимые наблюдатели и правозащитные организации сообщали об арестах оппозиционных деятелей и других репрессиях накануне голосования. В результате большая часть населения, симпатизирующая оппозиции, проигнорировала выборы: по словам М. К. Мачадо, местами до 85% избирателей «не подчинились режиму» и не пришли на участки. Это объясняет, почему явка составила лишь около 42% от 21 млн зарегистрированных избирателей, что сопоставимо с низким уровнем участия в предыдущих местных выборах 2021 года (также бойкотированных оппозицией).
Помимо организованного бойкота, низкая активность избирателей отражает и общий кризис доверия к избирательной системе Венесуэлы. За последние годы власть существенно ограничила реальную конкуренцию: ряд оппозиционных партий были отстранены от выборов или расколоты через лояльные суды, а многие харизматичные лидеры протестного лагеря оказались в тюрьме, высланы из страны либо отстранены от политической деятельности. В такой обстановке значительная часть электората не видит смысла участвовать в голосовании, исход которого, по общему мнению оппонентов режима, предопределён в пользу правящей партии. Длительный экономический кризис усиливает апатию: многолетняя гиперинфляция, спад производства и международные санкции привели к массовой эмиграции миллионов венесуэльцев, а оставшиеся жители чаще заняты вопросами выживания, чем политическим участием. Все эти факторы совместно обусловили рекордно высокий процент голосов за провластный блок и минимальное представленность оппозиции во власти.
Ландшафт власти в Венесуэле после выборов 25 мая еще более сместился в пользу нынешнего руководства страны. Получив практически все места в Национальной ассамблее и выиграв 23 из 24 губернаторских постов, партия Мадуро и ее союзники теперь контролируют все ключевые уровни власти. В краткосрочной перспективе такая консолидация обеспечивает режиму определенную политическую стабильность – оппозиция лишена институциональных рычагов влияния, и вероятность правовых или парламентских вызовов курсу Мадуро сведена к минимуму. Представители правящей партии уже заявили о «победе мира и стабильности», подразумевая, что выборы подтвердили поддержку народом курса правительства.
Международная реакция. На международной арене прошедшие выборы, вероятно, углубят разногласия вокруг Венесуэлы. Страны и организации, критически настроенные по отношению к режиму Мадуро, расценят голосование 25 мая как недемократическое. Отсутствие независимых наблюдателей и массовый бойкот со стороны оппозиции уже привели к заявлениям о том, что выборы не отвечали стандартам свободного и честного волеизъявления. Соединённые Штаты, не признавшие легитимность предыдущих венесуэльских кампаний, после спорных президентских выборов 2024 года ужесточили санкционное давление и, очевидно, сохранят жесткую линию. В частности, Вашингтон (при администрации Дональда Трампа в 2025 году) отменил послабления для нефтяного сектора: американским властями было предписано компании Chevron свернуть операции в Венесуэле к 27 мая, фактически лишив Каракас одного из немногих легальных каналов продажи нефти. Это решение закрывает для правительства Мадуро важный источник валютной выручки и усиливает экономическую изоляцию страны.
Одновременно государства, союзные Каракасу (Россия, Куба, Иран и ряд левоцентристских правительств региона), поддержали итоги выборов. Так, российские наблюдатели заявили об отсутствии серьезных нарушений в ходе голосования и признали выборы прозрачными. Подобная поляризация мнений осложняет выработку единого подхода международных организаций (таких как Организация американских государств или ООН) к венесуэльскому кризису. Евросоюз и некоторые латиноамериканские посредники, вероятно, продолжат призывать к диалогу между правительством и оппозицией, но с учетом укрепления позиций Мадуро и ослабления оппонентов перспективы реальных переговоров выглядят туманными.
Таким образом, итоги выборов в Венесуэле, свидетельствуют о значительном укреплении позиций правящей коалиции «Большой патриотический полюс» и подтверждают сохраняющуюся политическую конфигурацию в стране. Однако низкая явка избирателей и ограниченное участие оппозиции, значительная часть которой бойкотировала голосование, указывают на наличие серьезных вызовов в области доверия граждан к избирательному процессу и политическим институтам.
Сложившаяся ситуация требует особого внимания к вопросам инклюзивности политического диалога и восстановления широкой общественной легитимности. Внутриполитическая стабильность, достигнутая в результате консолидации власти, может быть более устойчивой при условии обеспечения открытости, транспарентности и привлечения различных политических сил к обсуждению актуальных вопросов социально-экономического развития.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.