17 апреля Верховный суд Российской Федерации приостановил запрет на деятельность движения Талибан на территории страны. Этим решением Россия официально исключила Талибан из списка террористических организаций. Мотивы Москвы могут заключаться в следующих факторах:
Во-первых, в условиях международных санкций Россия делает акцент на развитии отношений со странами Глобального Юга, где Афганистан играет ключевую роль как транзитная территория.
Во-вторых, Афганистан может стать новым рынком сбыта для России. Стороны планируют увеличить товарооборот в этом году до 3 млрд долларов.
В-третьих, Российская Федерация заинтересована в значительных запасах природных ресурсов, включая литий, медь и редкоземельные элементы, которыми располагает Афганистан.
В-четвёртых, возможно, Москва рассматривает Талибан как важного партнёра в борьбе против террористической сети ИГИЛ-Хорасан, особенно после событий в Crocus City Hall.
В-пятых, политическое сближение Российской Федерации с Талибаном может являться ответом на действия США по афганскому направлению, в частности – на визит бывшего спецпредставителя США по Афганистану Залмая Халилзада в Кабул в марте этого года.
В-шестых, сближение с Афганистаном может являться элементом гранд-стратегии Российской Федерации на евразийском континенте, в рамках которого Афганистан рассматривается как государство с ключевым стратегическим положением.
Исключение Талибана со списка террористических организаций со стороны России создаёт прецедент, который может повлиять на позиции других государств, особенно тех, кто занимает выжидательную позицию. В частности, Иран, Пакистан и Индия могут активизировать своё партнерство с Афганистаном. Москва демонстрирует готовность к диалогу с де-юре непризнанным правительством, что может подтолкнуть и другие страны к более гибкой политике в отношении Кабула. В долгосрочной перспективе это способно ослабить международную изоляцию талибов.
В целом, политика Российской Федерации в отношении Афганистана в некоторых аспектах может соответствовать интересам стран Центральной Азии. Одним из важнейших элементов здесь является внешнеполитическое видение Москвы, которая рассматривает Афганистан как часть Центральной Азии. Россия может выступить в качестве партнёра, способствующего формированию единой региональной стратегии в отношении Афганистана.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.