Авторы: Аббос Бобохонов, Убайдулло Ходжабеков
25-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедший с 31 августа по 1 сентября 2025 года в Тяньцзине, стал поворотным моментом в истории организации как по масштабу, так и по политической значимости. Саммит был признан крупнейшим и наиболее важным событием за всю 24-летнюю историю ШОС, что отражает трансформацию организации из регионального блока безопасности в платформу с растущим геополитическим влиянием. Итоги и символизм саммита подчеркнули роль ШОС как ключевого механизма региональной интеграции и международного сотрудничества. Китайские исследователи отметили, что проведение саммитов на территории Китая сопровождается не только предоставлением финансовой и организационной поддержки, но и формулированием стратегического видения, свидетельствующего о возрастании роли КНР в системе глобального управления и многосторонней дипломатии. Кроме того, саммит ШОС наглядно продемонстрировал стремление Китая к трансформации существующего миропорядка при поддержке партнёров и сторонников, включая государства — участники ШОС.
Первоначально созданная с целью борьбы с терроризмом и укрепления региональной стабильности, ШОС постепенно трансформировалась в универсальную многостороннюю платформу, содействующую интеграции Евразии в экономической, технологической и гуманитарной сферах. Как отметил Чжао Лун, заместитель директора Шанхайского института международных исследований, организация сегодня вносит «позитивные элементы в послевоенный мировой порядок, ранее характеризовавшийся соперничеством великих держав», что отражает глобальный тренд на укрепление многосторонности. В этом контексте саммит в Тяньцзине стал важным форумом для стран Глобального Юга и государств средней мощи, ищущих альтернативу институтам, возглавляемым США.
Как отметила Генриетта Левин из Центра стратегических и международных исследований (CSIS), Китай в рамках ШОС инициировал создание шести новых платформ, нацеленных на углубление сотрудничества в энергетике, «зеленой» экономике, цифровых технологиях и сфере образования. Несмотря на вызовы, связанные с реализацией, эти инициативы отражают стремление Пекина институционализировать свою лидерскую роль внутри организации. Саммит в Тяньцзине подтвердил переход ШОС к статусу многопрофильной структуры, формирующей контуры нового многополярного порядка. Как резюмировало издание Reuters, «глобальное управление оказалось на новом перекрестке» - и Китай, при посредстве ШОС, позиционирует себя в центре этого процесса трансформации.
Китай сыграл ключевую роль в определении повестки дня и результатов саммита. В качестве председательствующей стороны в период 2024–2025 годов, Китайская Народная Республика организовала более 100 мероприятий высокого уровня и инициировала разработку двух ключевых документов: Тяньцзиньской декларации и Стратегии развития ШОС до 2035 года. Эти документы подтвердили приверженность принципам мирного сосуществования, невмешательства во внутренние дела и противодействия односторонним санкциям и торговым барьерам, а также призвали к расширению сотрудничества в таких сферах, как искусственный интеллект, управление данными и устойчивое развитие. По мнению эксперта британского аналитического центра Chatham House, данный саммит стал частью более широкой дипломатической кампании Пекина, направленной на позиционирование КНР в качестве архитектора многополярного миропорядка – в резком контрасте с политикой «отступления» и изоляционизма со стороны Вашингтона.
Одним из ключевых институциональных итогов стало решение государств-членов ШОС о создании Банка развития ШОС, получившего прямую финансовую поддержку со стороны Китая в размере 10 млрд юаней (1,4 млрд долл.) в виде кредитов и 2 млрд юаней (около 300 млн долл.) в форме грантов. Экономисты охарактеризовали данный институт как «главное практическое достижение саммита», подчеркивая стратегию Китая по расширению использования юаня и снижению зависимости от доллара США.
Эксперт Министерства коммерции КНР Чжоу Ми отметил, что данный подход способствует справедливому сотрудничеству и направлен на решение реальных проблем, а не на усиление геополитической конфронтации. Профессор Чжао Хуашэн из Фуданьского университета подчеркнул, что медленная, но поступательная институционализация ШОС представляет собой жизнеспособную альтернативу снижению активности многосторонних структур под эгидой США, особенно для государств, страдающих от санкционного давления и дискриминационных торговых мер.
Параллельно существенно расширилась и функциональная повестка организации, о чём свидетельствуют положения Тяньцзиньской декларации. Профессор Сяо Цянь из университета Цинхуа сопоставил ШОС с возглавляемыми США альянсами AUKUS и QUAD, отметив, что открытость, разнообразие и прагматичный экономический курс ШОС делают её привлекательной для государств, стремящихся избежать втягивания в конфликты великих держав. Важным элементом саммита стало активное участие не только стран-членов, но и государств АСЕАН, многие из которых сталкиваются с торговыми трениями с США. Отдельные эксперты подчеркнули, что такие страны, как Малайзия и Индонезия, рассматривают ШОС как «ворота» в азиатско-тихоокеанские рынки и как платформу для повышения своего международного статуса.
Геополитическую значимость прошедшего саммита ШОС в Тяньцзине усилило участие премьер-министра Индии Нарендры Моди, впервые с момента приграничного инцидента между Индии и Китаем в долине Галван в 2020 г. По мнению ученых, решение индийского лидера свидетельствует о стремлении Нью-Дели сохранить стратегическую автономию своей внешней политики, несмотря на возрастающее давление со стороны Вашингтона. Возобновление дипломатических контактов между Индией и Китаем, восстановление прямого авиасообщения, а также поддержка положений Тяньцзиньской декларации демонстрируют способность ШОС функционировать в качестве уникальной многосторонней платформы для диалога между государствами с зачастую противоположными интересами.
Подписание премьер-министром Индии Н. Моди отдельного положения Тяньцзиньской декларации, содержащего осуждение нападения Израиля и США на Иран, стало важным политическим сигналом. Это особенно примечательно, поскольку в июне текущего года Индия отказалась присоединиться к совместному заявлению ШОС с аналогичным содержанием, ссылаясь на стратегическое партнёрство с указанными государствами. Тем не менее пошлинно-тарифная политика администрации президента США Дональда Трампа, в том числе в отношении Индии, была воспринята индийским правительством как недружественный шаг, что повлияло на изменение внешнеполитических акцентов Нью-Дели.
В экономической сфере саммит ознаменовал новый этап евразийской интеграции. Ожидается, что такие инфраструктурные проекты, как Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC), привлекут до 10 млрд долларов инвестиций к 2030 г. Развитие цифровой торговли, унификация таможенных процедур и переход к безбумажному документообороту способствуют повышению эффективности трансграничной логистики. Увеличивается значимость ключевых транспортных маршрутов: Китайско-европейской железнодорожной артерии, Транскаспийского международного транспортного маршрута и Международного транспортного коридора «Север – Юг» (INSTC).
В технологической области саммит обозначил стремление ШОС к лидерству в новых сферах. В мае 2025 года в Тяньцзине был проведен Форум по сотрудничеству в области искусственного интеллекта, в рамках которого эксперты и представители органов власти обсудили вопросы открытого программного обеспечения, кибербезопасности и регулирования. Отмечалось, что несмотря на разницу в уровне технологического развития между странами-членами, уже реализуются пилотные проекты в области ИИ и цифровой инфраструктуры, направленные на формирование регионального цифрового суверенитета.
Дополнительную значимость ШОС придает её институциональная комплементарность по отношению к другим многосторонним объединениям, в частности к БРИКС. Обе структуры объединяют Китай, Россию и Индию, формируя перекрывающиеся сети, направленные на переосмысление западноцентричных моделей глобального управления. В то время как БРИКС концентрируется преимущественно на экономической координации, ШОС расширяет повестку в области региональной безопасности, инфраструктурной связанности, технологий и финансовых инноваций.
В геополитическом измерении ШОС рассматривается как потенциальный стабилизирующий фактор на фоне нарастающей тенденции к формированию многополярного мирового порядка. Несмотря на сохраняющиеся внутренние противоречия — в частности, между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном — организация демонстрирует уникальную способность к интеграции разнонаправленных интересов в рамках так называемого «шанхайского духа», основанного на принципах консенсуса, взаимного уважения и равноправного сотрудничества.
Особо примечательно, что ШОС не стремится к конфронтации с западными государствами, в частности с Соединёнными Штатами, но активно заполняет геополитический вакуум, образовавшийся в результате текущей «односторонней» внешнеполитической и экономической линии США и фрагментации прежней модели глобального порядка. В этих условиях ШОС предлагает более инклюзивный и прагматичный подход к региональной безопасности и экономическому взаимодействию. Ставка на развитие инфраструктурной связанности, устойчивость логистических и торговых цепочек, а также обеспечение стабильности в странах-членах и партнёрских государствах позволяет Организации расширять своё стратегическое присутствие. Это делает ШОС значимым актором не только в Центральной Азии, но и в более широком евразийском контексте — охватывающем Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Южную Азию. Таким образом, организация становится важным элементом трансформирующейся архитектуры региональной и глобальной безопасности, предлагая альтернативные механизмы взаимодействия в условиях смещения центра мировой политики на Восток.
Тем не менее, дальнейшее развитие ШОС сопряжено с рядом структурных и институциональных вызовов. Внутренняя неоднородность государств-членов, наличие пересекающихся интересов на глобальном уровне, а также значительные различия в уровнях технологического и экономического развития могут препятствовать углублению координации и институциональной интеграции в рамках организации. Однако, как подчёркивают отдельные аналитики, ШОС представляет собой растущую альтернативу западноцентричной международной системе и способна играть всё более заметную роль в формирующейся архитектуре нового глобального управления.
Таким образом, ШОС постепенно трансформируется из преимущественно регионального форума в важный элемент становящегося многополярного миропорядка. Организация предоставляет странам с развивающейся экономикой, а также государствам средней мощи не только платформу для выражения своей позиции, но и реальные инструменты для участия в выработке новых принципов и механизмов глобального регулирования. В условиях трансформации международной системы особую значимость приобретает сохранение приверженности ШОС своим базовым установкам — внеблоковости, непротивопоставленности другим структурам и ориентации на мирное развитие, что остаётся краеугольным камнем её легитимности и эффективности.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.