В Афганистане правительство Талибана недавно начало активную пропаганду своих мер, направленных на повышение грамотности населения. По заявлениям представителей Министерства образования, в новом учебном году по всей стране было открыто более 4000 классов по обучению грамоте. Кроме того, министерство сообщает, что в прошлом году им удалось создать более 9000 подобных классов, предоставив образовательные возможности десяткам тысяч афганцев.
Пресс-секретарь Министерства образования Мансур Ахмад Хамза отметил, что в 2023 году количество новых курсов по обучению грамоте составило 4583, а общий охват программ достиг почти 86 000 человек, активно вовлечённых в процесс обучения. Примерно год назад Министерство образования сообщало об аналогичных достижениях: было создано свыше 9000 классов, в которых более 49 000 человек прошли обучение грамоте.
Однако, несмотря на громкие заявления и амбициозные цифры, остаются серьезные вопросы, которые затрудняют оценку эффективности и правдивости этих инициатив. Во-первых, доподлинно неизвестно, включают ли эти образовательные программы девушек и женщин, права которых на образование в Афганистане серьезно ограничены. Существуют также сомнения в достоверности предоставленных данных, так как ни один независимый источник, за исключением официальных страниц Талибана, не подтверждает факты об открытии такого количества учебных классов. В условиях ограниченного доступа к независимой информации проверка данных затруднена, и это оставляет пространство для вопросов о степени их точности и прозрачности.
Тем не менее, даже с учетом этих сомнений можно выделить два важных и потенциально положительных аспекта в текущей политике Талибана. Во-первых, факт того, что на государственном уровне тема грамотности становится более значимой, указывает на некое изменение акцентов в их политике. Если судить по их официальным сообщениям, можно сделать вывод, что Талибан действительно стремится улучшить образовательную ситуацию в стране и повысить общий уровень грамотности населения. Это, в свою очередь, может быть положительным шагом в направлении долгосрочного развития страны, где грамотность и базовое образование играют ключевую роль для экономического роста и социальной стабильности.
Во-вторых, даже если предположить, что заявленные данные частично преувеличены или недостоверны, их публикация всё равно свидетельствует о стремлении Талибана создать более положительный имидж на международной арене. Распространение информации о таких инициативах может свидетельствовать о готовности властей признать значимость международных стандартов в сфере прав человека и образования. По сути, это может указывать на то, что Талибан понимает, что для устойчивого взаимодействия с мировым сообществом требуется не только выполнение традиционных исламских норм, но и некое уважение к ценностям, принятым в других странах. Такой подход может быть частью стратегии по легитимизации своего режима и постепенному созданию более позитивного образа на мировой арене.
В целом, несмотря на ряд вопросов, связанных с достоверностью и доступностью информации, заявление Талибана о мерах по улучшению грамотности отражает возможные позитивные тенденции в их управлении. Улучшение уровня грамотности и развитие системы образования могут стать значимыми шагами для роста и стабилизации Афганистана, а также продемонстрировать стремление к адаптации и признанию международных стандартов.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.