Центральная Азия – важный энергетический регион с 3% мировых запасов нефти, 12% газа и большим потенциалом возобновляемых источников энергии. После начала войны в Украине в 2022 г. ЕС усилил внимание к региону, видя в нём стратегического партнёра для диверсификации поставок и «зелёного» перехода.
Как акцентируется в «Стратегии ЕС в Центральной Азии» цель – не контроль над ресурсами, а поддержка реформ, сближение законодательства и внедрение экологических стандартов. Это реализуется через инициативу «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии (2022–2026 гг.)» и программу «Глобал Гейтвэй» с инвестициями до €12 млрд. в возобновляемые источники энергии, цифровизацию и экологию. ЕС предлагает долгосрочное партнёрство, основанное на технологиях и устойчивом развитии, отличающееся от ресурсных стратегий.
Сегодня ЕС – один из крупнейших экономических партнёров региона: на него приходится 22,6% внешней торговли и более 40% прямых иностранных инвестиций. В энергетике его участие выражается в инвестициях, технологической поддержке и совместной разработке «зелёных» решений.
Большая часть этих средств направлена на устойчивую и «зелёную» инфраструктуру, включая модернизацию сетей и строительство объектов возобновляемых источников энергии. Среди стран региона наибольшие объёмы инвестиций пришлись на Узбекистан и Казахстан.
Справочно: среди ключевых проектов – строительство высоковольтных линий электропередач в Казахстане и Узбекистане, крупнейшая в регионе солнечная электростанция с накопителем энергии в Ташкентской области, а также первый в Центральной Азии проект по производству «зелёного» водорода в Казахстане.
Кроме того, европейские компании активно участвуют в энергетическом развитии региона. Итальянская компания «Эни» владеет долями в крупнейших нефтегазовых проектах Казахстана, а французская «Орано» – в добыче урана в Казахстане и Узбекистане. Франция покрывает значительную часть потребностей своих АЭС за счёт урана из региона, а партнёрство в атомной сфере продолжает углубляться.
ЕС играет ведущую роль в гармонизации энергетических регламентов, используя опыт Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии «ЭНТСО-Е» и интеграции балканских рынков. Сотрудничество ведётся в формате «5+ЕС» и через двусторонние соглашения. С 2019 г. действует Стратегия ЕС по Центральной Азии, а в 2023 г. утверждена Дорожная карта с около 80 мерами по развитию торговли, климата и энергетики. Все страны региона присоединились к инициативам по сокращению метана и ратифицировали Парижское соглашение. ЕС оказывает техническую помощь для реформ энергосекторов, развития конкуренции и координации по управлению водными ресурсами.
Справочно: В Узбекистане при поддержке ЕС и ЕБРР заработала первая в регионе промышленная система накопления энергии (500 МВт ч). Европейские компании, такие как «Сименс», «ABB» и «Тотал Эрен», участвуют в строительстве СЭС, модернизации подстанций и переходе к высокоэффективной генерации.
III. Баланс возможностей и вызовов энергетического сотрудничества с ЕС. Сотрудничество с ЕС открывает для Центральной Азии возможности диверсификации экспортных рынков – в первую очередь, за счёт снижения прежней зависимости от транзитных маршрутов через территорию России и от экспорта в волатильные или ограниченные по объёму рынки, такие как Китай или государства Ближнего Востока. Более 70% казахстанской нефти идёт в Европу, экспорт в 2024 г. составил более 1 млн баррелей в сутки, выведя Казахстан на третье место среди поставщиков ЕС. После остановки экспорта природного урана из Нигера в 2023 г. Казахстан стал главным его поставщиком, покрывая свыше 40% потребностей ЕС. Это обеспечивает стабильные валютные поступления и долгосрочные контракты.
При этом прямой экспорт в Европу ограничен отсутствием общей границы и газопроводов – нефть идёт через Чёрное море и транзитные страны. В этих условиях особенно значимым становится практический вклад ЕС в развитие энергетики региона: инвестиции направляются на обновление инфраструктуры, строительство линий электропередачи, поддержку проектов в области «зелёной» энергетики. ЕС также передаёт технологии — энергоэффективное оборудование, цифровые системы управления, современные турбины и системы учёта. Этот локальный подход не только укрепляет надёжность энергосистем, но и готовит страны Центральной Азии к выходу на более устойчивые и разнообразные внешние рынки.
Однако Центральная Азия – зона активной конкуренции. Китай за последние 20 лет инвестировал свыше $105 млрд преимущественно в инфраструктурные проекты и сырьевые активы, ОАЭ и Саудовская Аравия финансируют проекты в области возобновляемых источников энергии, Россия удерживает влияние через критическую инфраструктуру – газопроводы, линии электропередачи и транспортные маршруты. ЕС должен создавать более гибкие условия, чтобы сохранять интерес стран региона.
Более того, сотрудничество с ЕС способствует росту квалификации энергетиков: более 500 специалистов из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана обучались по программам Эразмус+, Европейской комиссии и др., а также через партнёрства с европейскими вузами и институтами. Они работают над развитием тарифных моделей, энергоэффективности и цифровых систем учёта.
Инвестиции сталкиваются с барьерами: в Казахстане изменилась тарифная модель, в Узбекистане – задержки оплаты от госкомпаний. Международное агентство «Фитч», которое оценивает надёжность стран для инвесторов, отмечает просрочки по обязательствам инвесторам, что потребовало создания специальной компании, которая официально покупает электроэнергию у частных производителей – «Узэнергосотиш», и дополнительных гарантий от международных институтов.
Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан, строительство которой начато в 2022 г., существенно сократит транзитные сроки для энергогрузов в Европу. Транскаспийский газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном сможет ежегодно поставлять до 15 млрд. куб. м. газа в ЕС, расширяя экспортные возможности и укрепляя энергетическую автономию региона.
Для интеграции с европейским рынком странам Центральной Азии необходимо устранить фрагментацию тарифов, стандартов и управления сетями. Создание Центральноазиатского энергетического сообщества, по образцу Юго-восточноевропейского, обеспечит юридическую определённость и трансграничную торговлю электроэнергией.
В целом, потенциал партнёрства далеко не исчерпан. При успешной реализации инициатив ЕС и готовности стран Центральной Азии к реформам возможно создание нового энергетического пространства от Европы до Центральной Азии как важного элемента глобальной безопасности и климатической стабильности.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.