Статья доктора Аббоса Бобохонова, опубликованная в журнале «China Currents» Центром исследований Китая в Атланте (штат Джорджия, США), предлагает подробный и тонкий анализ того, как недавний Третий пленум Коммунистической партии Китая (КПК) может определить направления политики Пекина, особенно в том, что касается Центральной Азии. Проводя параллели с историческим Третьим пленумом 1978 года, автор позиционирует последний пленум как момент самоанализа и переосмысления перед лицом нарастающих экономических проблем в Китае, включая замедление темпов роста, сокращение промышленности и демографическое давление. Принятие Пленумом «Решения о дальнейшем углублении реформ для продвижения китайской модернизации» свидетельствует о неизменной приверженности рыночным реформам, хотя и под осторожным наблюдением партийного надзора.
Д-р Бобохонов подчеркивает, что итоги Пленума уже послужили катализатором активизации дипломатических обменов и инвестиционных сделок. Торговые показатели между Китаем и Центральной Азией заметно выросли – с 70 миллиардов долларов в 2022 году до почти 95 миллиардов долларов в 2024 году – и дополняются масштабными инвестиционными обещаниями, полученными в ходе недавних президентских визитов. Эти события указывают на углубление взаимозависимости, в которой Центральная Азия играет двойную роль, являясь одновременно источником сырья и логистическим коридором, связывающим Китай с Европой и Ближним Востоком. Одновременно с этим поддержка Китаем инициатив по развитию «зеленой» энергетики в регионе, включая проекты по использованию энергии ветра и солнца, осуществляемые такими компаниями, как Xinjiang Goldwind, свидетельствует о растущем соответствии глобальным обязательствам по защите климата и целям экологической трансформации региона.
Еще один новый вектор сотрудничества, указанный в статье, – агробизнес. Поскольку китайское руководство стремится обеспечить долгосрочную продовольственную безопасность, сельскохозяйственный потенциал Центральной Азии рассматривается как ценное дополнение к внутренним потребностям Китая. Призыв Третьего пленума сделать обширный китайский рынок общей глобальной возможностью может проложить путь к увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции из региона. Наконец, в статье подчеркивается, что стратегическая заинтересованность Китая в региональной стабильности – в частности, в связи с его чувствительностью в отношении Синьцзяна – также будет определять его будущее взаимодействие. Ожидается, что наряду с экономическим взаимодействием будет продолжаться расширение сотрудничества в области безопасности, борьбы с терроризмом и региональной координации через такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества.
В заключение д-р Бобохонов предлагает всеобъемлющий прогноз многомерных связей, которые, вероятно, будут развиваться между Китаем и странами Центральной Азии после Третьего пленума. Он утверждает, что обновленная траектория реформ Пекина, хотя и обусловленная внутренними причинами, неизбежно приведет к структурным последствиям для региона, усиливая его роль как стратегического партнера, так и полигона для тестирования экономических инициатив Китая, направленных вовне. В этой связи Центральная Азия становится как бенефициаром, так и заинтересованным лицом в долгосрочной экономической перестройке Китая.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.