В рамках продолжающейся серии аналитических семинаров Frontier Talks, Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) сегодня провёл экспертный семинар старшего научного сотрудника Наргизы Умаровой на тему «Динамика развития транс-афганских коммуникаций».
Выступление Умаровой было посвящено ключевым тенденциям в развитии инфраструктурных коридоров, проходящих через территорию Афганистана, а также меняющемуся геополитическому контексту, влияющему на транспортные стратегии стран Центральной Азии. Особое внимание было уделено железнодорожному проекту Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, инициированному Узбекистаном, а также новым маршрутам, продвигаемым Туркменистаном, Казахстаном и Таджикистаном.
Докладчик отметила, что движение в сторону диверсификации экспортных рынков и укрепления торгово-логистических связей с югом — один из важнейших векторов региональной стратегии. Также обсуждалась проактивная транспортная политика талибов, направленная на усиление транзитного потенциала Афганистана, несмотря на политическую нестабильность. Наргиза Умарова подробно проанализировала интересы таких внешних игроков, как Иран, Россия и Индия, стремящихся встроить Афганистан в собственные трансконтинентальные маршруты, включая инициативы по расширению международного транспортного коридора «Север–Юг» и развитию порта Чабахар.
В завершение семинара были представлены рекомендации по выработке скоординирированной региональной стратегии на афганском направлении, включая необходимость согласованного выбора приоритетного маршрута, отвечающего общим экономическим интересам стран Центральной Азии.
После основной презентации участники приняли участие в сессии вопросов и ответов, где обсуждались как практические аспекты реализации транс-афганских проектов, так и риски, связанные с безопасностью, политической нестабильностью и конкуренцией между внешними игроками. В ходе оживлённой дискуссии прозвучали мнения о необходимости углубления региональной координации, совершенствования нормативно-правовой базы для приграничного сотрудничества и возможных механизмах привлечения международного финансирования.