Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) продолжает обмениваться знаниями в рамках серии семинаров Frontier Talks. Последний семинар, проведенный старшим научным сотрудником Наргизой Умаровой, был посвящен роли транспортно-транзитного сотрудничества как движущей силы региональной интеграции в Центральной Азии.
Эксперт представила подробный анализ внутриконтинентального положения Центральной Азии, которое создает как возможности, так и проблемы для экономического развития региона. Хотя регион обладает огромным потенциалом в качестве транзитного узла, высокие транспортные расходы, которые могут достигать 50% от конечной стоимости товаров, ограничивают конкурентоспособность торговли. Она подчеркнула важность улучшения транспортного сообщения для стимулирования интеграции и экономического роста в регионе.
Семинар пролил свет на важные недавние инициативы, такие как Региональная программа развития транспортных коммуникаций (2018) и создание Регионального центра транспорта и коммуникаций при ООН в 2020 году, которые ввиду различных факторов не были реализованы. Была подчеркнута важность новых транспортных коридоров, таких как железная дорога Галаба-Амузанг-Хушади и автодорожный коридор Ташкент-Андижан-Ош-Кашгар. Эти проекты удвоили объемы торговли между соседними государствами, что стало ключевым достижением для региональной интеграции.
Наргиза Умарова также подчеркнула стремительный рост рынка грузоперевозок в Центральной Азии, который только в 2023 году увеличится в два-три раза. В перспективе такие амбициозные проекты, как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Трансафганская магистраль, должны еще больше укрепить стратегические позиции региона в качестве торгового центра, обеспечивая быстрый доступ к глобальным рынкам, таким как Индийский океан и Персидский залив.
Несмотря на эти успехи, остаются и проблемы. Докладчик отметил неравномерное развитие инфраструктуры, тарифные и нетарифные барьеры, низкий уровень инвестиций как постоянные проблемы, требующие коллективных усилий и согласованной политики стран Центральной Азии.
Присутствующие обменялись мнениями о том, как региональное сотрудничество может смягчить существующие барьеры. Некоторые участники предложили расширить двусторонние и многосторонние диалоги между странами Центральной Азии для выработки скоординированного подхода к транзитным проектам. Другие – подчеркнули важность перевода транспортной документации в цифровой формат и повышения эффективности пограничного контроля для сокращения задержек и расходов. Интерактивная сессия подчеркнула общую заинтересованность в преодолении этих проблем путем коллективных усилий и укрепления связей между странами Центральной Азии.
Семинар стал частью более широкой цели ИПМИ по развитию диалога по важнейшим региональным и глобальным вопросам. По мере развития серии Frontier Talks будущие семинары будут продолжать привлекать экспертов и ученых к обсуждению актуальных тем, в частности, касающихся интеграции и развития Центральной Азии.