Новая публикация Наргизы Умаровой представляет собой всесторонний анализ эволюционирующей роли Афганистана как потенциального транзитного узла в рамках формирующейся трансконтинентальной торговой архитектуры. Под руководством талибов афганские власти приняли прагматичный и напористый подход к развитию инфраструктуры с акцентом на региональную связанность. Она подчеркивает, что ключевые региональные игроки - в частности, Узбекистан, Туркменистан и Иран – возрождают или расширяют амбициозные железнодорожные проекты, проходящие через территорию Афганистана, стремясь получить более прямой доступ к южноазиатским и мировым рынкам. Железная дорога Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар («Кабульский коридор») и западный Кандагарский маршрут являются ключевыми артериями в этих планах.
Автор подчеркивает ведущую роль Узбекистана в продвижении таких инициатив, как Кабульский коридор, позиционируя себя в качестве стержня в стремлении Центральной Азии к диверсификации торговых маршрутов. Сотрудничество Туркменистана с Казахстаном в создании параллельного западного коридора и стремление Ирана завершить строительство линий Хаф-Герат и Захедан-Зарандж демонстрируют, как многочисленные региональные игроки сходятся во мнении относительно Афганистана как канала для экономической интеграции. Умарова подробно описывает предлагаемую «Дорогу пяти наций», связывающую Иран, Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан и Китай, которая может значительно изменить текущую логистическую карту Евразии. В статье также отмечается, что Иран стремится использовать афганские маршруты для доступа к китайскому Синьцзяну через Ваханский коридор, хотя это остается скорее мечтой, чем реальностью.
Включение России в уравнение добавляет стратегический слой к растущей сложности. Интерес Кремля к соединению Афганистана с Международным транспортным коридором Север-Юг (МТКЮ) посредством новых железных дорог особенно значителен. Российские инициативы по созданию восточного и западного афганских железнодорожных маршрутов в сотрудничестве с Узбекистаном и Туркменистаном отражают намерение Москвы подключиться к логистическому потоку на юг, к Пакистану и Индийскому океану. Однако эксперт справедливо отмечает отсутствие подтверждения со стороны «Железных дорог Узбекистана», что говорит о том, что, хотя политическая поддержка на высоком уровне существует, детали реализации остаются неурегулированными.
В заключение Наргиза Умарова обращается к более широкому стратегическому расчету, утверждая, что проблемы безопасности, особенно на пакистанском маршруте, могут сместить региональные предпочтения с Кабульского коридора на более длинный, но потенциально более стабильный Кандагарский маршрут. Она также подчеркивает, что без региональной координации множество конкурирующих проектов может привести к фрагментарному развитию инфраструктуры. Согласование и совместные инвестиции, особенно со стороны Узбекистана, Туркменистана и Казахстана, рассматриваются как необходимые условия для достижения успеха. Статья заканчивается на осторожно-оптимистической ноте: если заинтересованным сторонам удастся эффективно координировать свои усилия, Афганистан может превратиться из не имеющей выхода к морю зоны конфликта в жизненно важный логистический коридор, соединяющий центральную часть Евразии с глобальными торговыми путями.
Читайте на сайте Bourse & Bazaar Foundation
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.