Ограничение американской помощи и развитие гражданского общества в Узбекистане

Комментарий

19 апреля, 2025

Делиться

Ограничение американской помощи и развитие гражданского общества в Узбекистане

Политика администрации президента США Дональда Трампа демонстрирует устойчивый тренд к сокращению финансирования международных инициатив. В рамках этой стратегии американская сторона пересматривает масштаб и направления предоставления внешней помощи, что уже оказывает ощутимое влияние на конкретные программы, включая проекты в Узбекистане. В частности, недавно было аннулировано решение о выделении гранта Госдепартамента США на сумму 2,5 млн долларов, предназначенного для стимулирования гражданской активности в республике.

 

Существенную роль в структуре американской поддержки играет Агентство США по международному развитию (USAID). После открытия представительства USAID в Ташкенте в 2020 году наблюдался значительный рост его участия в распределении американской помощи. Согласно оценкам, к 2024 году доля USAID увеличилась с 24,2% до 73,5%, что указывает на институциональное укрепление их присутствия в стране. Однако в январе 2025 года Дональд Трамп издал распоряжение о временной приостановке всей зарубежной помощи от USAID на срок 90 дней с целью пересмотра программ на соответствие «американским ценностям» и национальным приоритетам внешней политики США.

 

Такие меры вписываются в более широкий контекст возврата к изоляционистским установкам и пересмотра принципов распределения ресурсов в пользу решения внутренних задач. В этом смысле текущие шаги администрации нельзя считать неожиданными: они являются продолжением предвыборной риторики Трампа, предполагающей сокращение госрасходов, усиление контроля над международными обязательствами и идеологическую фильтрацию внешнеполитических инициатив.

 

Тем не менее, влияние этих решений на развитие гражданского общества в Узбекистане представляется ограниченным. Концепция «Новый Узбекистан», провозглашённая в 2021 году, последовательно акцентирует внимание на институционализацию общественных инициатив, усилении роли негосударственных организаций и расширении механизмов гражданского участия. В этом контексте международная поддержка, включая американскую, выступает скорее как дополнительный, но не определяющий фактор.

 

Следовательно, даже при сокращении внешнего грантового финансирования развитие институтов гражданского общества в Узбекистане сохраняет внутреннюю устойчивость, опираясь на политическую волю руководства и общественный запрос на модернизацию.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.