Что означает расширение транспортных коридоров в Афганистане для Центральной Азии

Исследовательские статьи

14 марта, 2025

Делиться

Что означает расширение транспортных коридоров в Афганистане для Центральной Азии

В своей недавней статье, опубликованной в издании Central Asia-Caucasus Analyst, Наргиза Умарова рассматривает геополитические и экономические последствия развития трансафганских транспортных маршрутов. Она утверждает, что Центральная Азия стремится вернуть себе историческую роль важнейшего сухопутного транспортного узла, соединяющего Восток и Запад, а также Север и Юг. Диверсификация торговых маршрутов, особенно через Афганистан, является стратегическим приоритетом для многих центральноазиатских государств, поскольку позволяет снизить зависимость от традиционного транзита через Россию. Однако она предупреждает, что участие крупных держав – таких как Китай, Россия, Индия и Иран – создает сложную паутину конкурирующих интересов, которая может осложнить региональное сотрудничество.

 

Г-жа Умарова подчеркивает, что Афганистан при правлении талибов активно реализует инфраструктурные проекты, включая Кабульский коридор (соединяющий Узбекистан, Афганистан и Пакистан) и Лазуритовый коридор. Она отмечает, что несколько стран Центральной Азии конкурируют за формирование транзитного ландшафта региона. Узбекистан, например, выступает за железную дорогу Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар, а Туркменистан и Казахстан поддерживают альтернативный Трансафганский коридор, связывающий Туркменистан с Пакистаном. Эти конкурирующие проекты не только отражают экономические амбиции, но и пересекаются с более широкими геополитическими стратегиями, поскольку региональные игроки стремятся закрепить свои позиции в торговых сетях Южной Азии.

 

В статье также рассматриваются стратегические интересы внешних держав. Россия стремится включить Афганистан в свой транспортный коридор «Север-Юг», чтобы облегчить торговлю с Южной Азией, в то время как Иран настаивает на альтернативных маршрутах в обход центральноазиатских конкурентов. Ближайшее завершение строительства железной дороги Хаф-Герат и долгосрочное видение Ираном транзитного коридора через Афганистан и Китай представляют собой вызов транзитным амбициям Центральной Азии. Аналогичным образом автор описывает усилия Индии по налаживанию связей с Центральной Азией через иранский порт Чабахар, минуя Пакистан. Далее она отмечает осторожное участие Китая в афганском транзите, особенно в связи с Ваханским коридором, который может создать прямую торговую связь между Афганистаном и Китаем, но при этом снизить значимость Центральной Азии как транзитного узла.

 

В заключение Наргиза Умарова подчеркивает, что расширение афганских транспортных коридоров открывает возможности для Центральной Азии, но в то же время создает риски усиления конкуренции и геополитического соперничества. Чтобы справиться с этими проблемами, она выступает за скоординированный региональный подход, при котором государства Центральной Азии сотрудничают, а не конкурируют, чтобы максимизировать взаимные экономические выгоды. Без такой координации, предупреждает она, внешние силы могут использовать разногласия в регионе, что может подорвать способность Центральной Азии использовать свой стратегический транзитный потенциал.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.


What the Extension of Transport Corridors in Afghanistan Means for Central Asia

Загрузить