За последние месяцы мы стали свидетелями принятия беспрецедентной тарифной политики со стороны США ко многим странам, которые имеют торговый профицит с США, особенно в отношении Китая. Исходя из предвыборных выступлений Дональда Трампа было известно то, что с приходом к власти он будет проводить жесткую торговую политику в отношении Пекина. Прогнозы оправдались, но масштабы роста пошлин на 145% на все китайские товары, а также одновременное принятие зеркальных мер со стороны китайского правительства с повышением пошлин на американские товары на 125% стали неожиданностью для многих. Принимая ответные меры, Китай дал понять, что не собирается поддаваться на угрозы со стороны США и будет «бороться до конца» в этой торговой войне.
В свою очередь, Белый дом пригрозил Китаю дополнительным повышением пошлин до 245% за ответные меры на китайские действия. Газета The Wall Street Journal сообщила, что президент США Дональд Трамп планирует убедить более 70 стран изолировать экономику Китая в обмен на отмену пошлин на импорт.
В ответ на это Пекин начал постепенную переориентацию на рынки ЕС, АСЕАН и стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Более того, Китай в рамках диверсификации торговых связей успешно перенёс свои производственные мощности в страны Юго-Восточной Азии и Мексику. Также в условиях высоких пошлин, Пекин направил официальные письма правительствам крупных государств, пострадавших от роста пошлин Вашингтона. В частности, ведутся активные переговоры с восточными союзниками США – Южной Кореей, Японией и Австралией, а с 13 по 17 апреля состоялось турне Си Цзиньпина по странам Юго-Восточной Азии — Вьетнаму, Малайзии и Камбодже.
Наряду с этим следует обратить внимание на отсутствие готовности Трампа и Си к взаимным компромиссам. В начале второго президентского срока Трампа попытки китайских представителей наладить прямые каналы связи с Вашингтоном оказались безуспешными, а новая администрация Белого дома не торопится инициировать переговоры с Пекином. Отсутствие устойчивых каналов коммуникации между лидерами и их доверенными лицами создаёт риск дальнейшей эскалации американо-китайских разногласий. Не исключено, что последующие шаги сторон будут носить зеркальный характер, что лишь усложнит перспективы запуска полноценных переговоров на высоком уровне.
Таким образом, принимая во внимание совокупную долю США и Китая в мировой экономике (около 43%), масштаб и глубина торговой конфронтации между двумя крупнейшими экономиками мира достигают беспрецедентного уровня. Это способно вызвать серьёзную напряжённость в глобальной торговле с потенциально негативными последствиями для всей мировой экономики, особенно в части обеспечения устойчивости цепочек поставок. Учитывая новые вызовы, многие страны стремятся диверсифицировать свои внешнеторговые отношения, что ведёт к пересмотру и переформатированию структуры мировой торговли.
Аналитики полагают, что введение высоких тарифов нанесёт особенно тяжёлый удар по экономикам стран со средним уровнем развития, чья устойчивость во многом зависит от экспортных доходов. Уже в ближайшей перспективе такие государства могут столкнуться с оттоком капитала и снижением темпов роста. Однако в условиях затяжных торговых трений между США и Китаем открываются и новые возможности — в частности, по привлечению инвестиций с обеих сторон, созданию совместных производств и развитию альтернативных транспортно-логистических маршрутов.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.