Легкость, с которой талибам удалось отстранить правительство Ашрафа Гани от власти, создала иллюзию силы, консолидации и готовности группировки взять страну под полный контроль. Международное сообщество ожидало, что талибы стабилизируют Афганистан и поставят всю страну под надежный контроль, чтобы установить единоличную власть и устранить такие вызовы безопасности, как терроризм и незаконный оборот наркотиков. Однако удар СШАо лидере «Аль-Каиды» Аймане аз-Завахири ставит под сомнение надежность и честность движения. За одиннадцать месяцев, прошедших с момента прихода талибов к власти, группировка столкнулась с рядом серьезных внутренних проблем, в том числе усилением фракционных столкновений из-за взаимодействия с зарубежными партнерами, ростом пуштунского национализма и выходом этнических меньшинств из движения, а также его неспособностью стабилизировать систему государственного управления.
Во-первых, практически с момента захвата власти талибами внутри группировки происходили систематические столкновения из-за ее руководства, противоречащие дальнейшей повестке дня движения и сотрудничеству с международным сообществом между различными фракциями. В процессе распределения руководящих государственных постов талибы сталкиваются с серьезным противостоянием различных группировок. Несмотря на прошлые успехи муллы Барадара в руководстве талибами, он был понижен в должности до должности заместителя премьер-министра по экономическим вопросам. В то же время вице-премьер по политическим вопросам Абдул Кабир пользуется широким авторитетом и доверием высшего руководства страны.
В результате роста влияния и присутствия во властных структурах радикальных и идеологических фракций в отношении прав женщин, доступа к образованию и свобод населения новое правительство Афганистана не пошло на компромиссы с международным сообществом. Группу консерваторов среди талибов занимает лично лидер движения шейх Хебатулла Ахундзад; среди других видных представителей - премьер-министр мулла Хасан Ахунд, председатель Центрального исламского суда Абдул Хаким Хаккани и мэр Кабула мулла Неда Мохаммад Надим. С другой стороны, к более умеренным лидерам относятся заместитель премьер-министра Мулла Барадар, министр горнодобывающей промышленности и нефти шейх Шахабуддин Делавар и заместитель министра иностранных дел Шер Мохаммад Аббас Станикзай. В то же время несколько влиятельных деятелей Талибана,Сираджуддин Хаккани и министр обороны мулла Якуб пытаются маневрировать между этими противоборствующими лагерями, не присоединяясь ни к одному из них.
Во-вторых, в последние месяцы внутри талибов наметилась четкая тенденция к усилению и существенному расширению роли пуштунской национальности . В то время как талибам ранее удавалось вербовать узбеков, таджиков и хазарейцев на севере и в других местах для достижения своих целей, в руководстве движения по-прежнему доминируют те же радикальные пуштунские лидеры, которые правили Афганистаном в 1990-х годах и выступают против компромисса в отношении идеологии и баланс сил. Если Талибан сможет найти формулу объединения этих фракций, он сможет укрепить режим. В противном случае эта тенденция ослабит власть группировки в стране и может подтолкнуть некоторые непуштунские группы к открытому противостоянию талибам.
Одним из важнейших факторов успеха талибов летом 2021 года стал тот факт, что узбекские и таджикские группировки присоединились к движению на севере Афганистана и смогли эффективно нейтрализовать любое сопротивление местных полевых командиров и вооруженных сил Кабула. Однако в последние месяцы преследовался Махдум Алам , командир талибов узбекского происхождения. В марте Хаджи Мали-Хан, дядя Сираджуддина Хаккани, был назначен заместителем начальника штаба вооруженных сил талибов, чтобы следить за Кари Салахуддином Аюби, главой таджикских вооруженных сил. Также наблюдается рост напряженности между движением и хазарейцами.этническое меньшинство в Афганистане. Помимо серии терактов, направленных против этой этнической группы, в последнее время неоправданным преследованиям подверглись некоторые хазарейцы , сотрудничающие с талибами. Если руководство движения не сможет найти способ решить этнические проблемы внутри страны, значительная часть непуштунских вооруженных сил талибов может влиться в ряды групп сопротивления или террористических организаций, базирующихся в Афганистане.
В-третьих, несмотря на год пребывания у власти, Талибан не смог продемонстрировать способность эффективно управлять страной. Талибан, будучи движением с преимущественно горизонтальной иерархией, всегда имел децентрализованную систему правления. Силы талибов на местах действовали в рамках единой стратегии, утвержденной руководством. Однако в то же время они обладали значительной самостоятельностью в выборе тактики достижения своих целей и самостоятельно определяли собственные оперативные задачи. Такой подход к управлению привлек широкий круг боевиков, противостоящих правительству Ашрафа Гани, и помог талибам в свое время добиться поставленных целей.
С момента захвата власти в августе 2021 года талибы пытались построить высокоцентрализованную систему управления, напрямую назначая местных вождей из Кабула, преимущественно пуштунского происхождения, и создавая жесткую вертикальную иерархию. Однако подобные решения нарушили сложившийся баланс сил между местными командирами и высшим руководством страны. Перераспределив в результате этих изменений источники доходов, переведя смещенных командиров в отдаленные районы страны и заполнив вакантные посты пуштунами, талибы коренным образом изменили баланс сил внутри движения и существенно ослабили его способность контролировать события в провинции.
Вообще говоря, в последние месяцы внутри талибов произошел крупный раскол по разным направлениям. Растущая конфронтация между различными фракциями по вопросам, связанным со стратегией, идеологией, сотрудничеством с внешним миром, включение непуштунских этнических групп на руководящие посты, ослабляет власть талибов, делая все более вероятным раскол в рядах движения. В этих условиях правительство Талибана сталкивается с системными вызовами и вряд ли преодолеет их в ближайшем будущем.
Можно ожидать, что этот разлад усилит борьбу за власть между различными фракциями движения. Если влиятельные внешние акторы разочаруются в неспособности талибов решить стоящие перед страной вызовы, поддержка оппозиционных сил может значительно возрасти. Соответственно, это может привести к новому витку полномасштабной гражданской войны на основе межэтнического противостояния. Талибан, чья радикальная идеология и бескомпромиссная позиция постепенно вели его к международной изоляции, не может быть исключен из этой траектории. Однако, ведя заслуживающий доверия и открытый диалог с внешним миром, предлагая гарантии безопасности соседним странам, добросовестно сотрудничая в борьбе с терроризмом и укрепляя торговые отношения с другими государствами,
Акрам Умаров — директор Центра афганских исследований Университета мировой экономики и дипломатии. Его исследования охватывают вопросы безопасности, управления конфликтами, публичной дипломатии и развития в Центральной Азии, Афганистане и странах СНГ. Подписывайтесь на Акрама в Твиттере @umarov_akram.