Геоэкономический цугцванг в Ормузском проливе

Комментарий

18 июня, 2025

Делиться

Геоэкономический цугцванг в Ормузском проливе

Военные удары Израиля и Ирана по друг другу всплеснули риски перекрытия Ормузского пролива, вызвав опасения блокировки международных торгово-транзитных коридоров и портов пролива. Такой возможный сценарий рассматривается властями Ирана из-за «угрозы национальной безопасности», заявил 14 июня член комитета иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Эсмаил Косари.

 

Геостратегическое значение Ормузского пролива для мировой торговли нефтью и сжиженного природного газа (СПГ) связано с тем, что, по разным оценкам, через пролив проходит около 15–20% мировой нефти, конденсата и нефтепродуктов и более 30% сжиженного природного газа. 82% объемов перевозимой по проливу нефти приходится на страны Азии, остальные — на Европу. Через пролив доставляют 24% импортируемого Китаем СПГ.

 

Даже временная приостановка работы крупного иранского морского порта Бендер-Аббас на севере пролива может вызвать коллапс в международных грузопотоках, в том числе из стран Центральной Азии. Другие порты на побережье пролива, как Фуджейра и крупные перевалочные узлы для транспортировки грузов в Дубай и другие страны, могут встать. При этом надо отметить, что если Саудовская Аравия и ОАЭ еще как-то могут обойти Ормузский пролив для части своего нефтяного экспорта, то у Катара и ОАЭ по экспорту СПГ альтернатив нет.

 

Поэтому Ормузский пролив занимает важное место в сфере финансовой логистики, поскольку любая остановка потоков судов через пролив приведет к колоссальным расходам на доставку по всему миру, цепочка поставок может быть прервана и стать неэффективной. В результате цены на энергоносители на международных рынках выйдут из-под контроля; страны, как зависящие от поставок нефти, так и зависящие от ее продажи, столкнутся с разрушительными последствиями. Так, по оценкам иранских экспертов, закрытие Ормузского пролива может привести к резкому сокращению поставок нефти на рынок и цены на нефть могут вырасти до $250 за баррель. По заявлению МИД Ирака, закрытие пролива может привести к потере примерно 5 млн баррелей нефти в день из Персидского залива и Ирака и, к росту цен до $200–$300 за баррель. По оценкам JP Morgan, при усилении рисков для судов цена на нефть марки Brent может подскочить до $120–130 за баррель.

 

В настоящее время поставки нефти остаются на прежнем уровне, хотя риск того, что напряженность на Ближнем Востоке значительно усугубит ситуацию, растет. Риски для поставок нефти находятся на самом высоком уровне с каждым днем из-за неопределенности разрешения конфликта между Ираном и Израилем. Любая дальнейшая эскалация только приблизит рынок нефти к фактическим потерям поставок.

 

Подводя итог, можно констатировать следующее.

 

Во-первых. Геополитический конфликт привел к геоэкономическому цугцвангу, что может оказать огромное влияние на международные поставки нефти и мировую торговлю. Участники международного рынка будут пристально оценивать риски не только судоходства в Ормузском проливе, но и торгово-транспортные коридоры и потоки к портам пролива. Ормузский пролив будет все больше становиться важным стратегическим рычагом воздействия для заинтересованных сторон.

 

Во-вторых. Ормузский пролив обладает огромным потенциалом для скоординированного развития мировой экономики. Узловые порты пролива являются жизненно важными транзитно-логистическим цепочками международной морской торговли, и не только нефтью. Поэтому необходимо, чтобы потоки международных судов через пролив продолжались беспрепятственно, международная торговля через ключевые морские порты осуществлялась без приостановок и восторжествовал зрелый взгляд заинтересованных сторон на ситуацию в Ормузском проливе.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.