Культурная дипломатия: новая платформа на саммите Китай-Центральная Азия

Комментарий

18 июня, 2025

Делиться

Культурная дипломатия: новая платформа на саммите Китай-Центральная Азия

За последние годы сложные изменения в системе международных отношений вынуждают государства мира использовать не только классический реалполитик, но и инструменты «мягкой силы». В этой связи культурная дипломатия играет все более важную роль, становясь ключевым фактором укрепления доверия между государствами, углубления гуманитарных связей, укрепления исторической, языковой и культурной общности.

 

С этой точки зрения, второй саммит Китай - Центральная Азия, проходящий 16-18 июня 2025 года в Астане, стал важным этапом не только в политической и экономической, но и в институционализации культурной дипломатии.

 

В рамках Астанинского саммита был проведен ряд мероприятий по углублению культурного сотрудничества. Среди них можно отметить:

  • Выставки национального искусства и ремесел
  • Совместные культурные форумы и международные конференции
  • Обсуждение программ обмена для молодежи и студентов
  • Инвестиционный форум по культурному туризму

 

Посредством этих мероприятий страны региона стремятся сформировать общую платформу ценностей, которая служит не только демонстрации их национальной идентичности, но и развитию дружественных отношений.

 

Китайская Народная Республика в настоящее время является одной из стран, проводящих самую сильную политику «мягкой силы» в мире. Он:

  • популяризирует свой язык и философию через конфуцианские институты (более 10 в Центральной Азии)
  • Лубан стремится экспортировать профессиональное образование с мастерскими.
  • Расширяет сферу влияния посредством международных кинофестивалей, совместных телепроектов, онлайн-культурных платформ

 

Все это демонстрирует комплексный подход к воздействию через культуру.

 

Страны Центральной Азии, включая Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан, рассматривают эти культурно-дипломатические инициативы как стратегическую возможность. Этот процесс предоставляет следующие преимущества:

  1. Повышение взаимного доверия между народами. Культура – это самый действенный фактор, объединяющий народы. Благодаря культурной дипломатии диалог между странами, имеющими общую историческую, религиозную и языковую идентичность, становится более эффективным.
  2. Обмен молодежью и образованием. В рамках саммита были достигнуты договоренности о стипендиальных программах для молодежи, академической мобильности и совместных проектах. Это служит «школой подготовки» для будущих дипломатических кадров.
  3. Развитие туризма и инфраструктуры. Инициативы Китая и Казахстана по объявлению «Года туризма» и увеличению потока китайских туристов в страны Центральной Азии создают новые возможности в области местной инфраструктуры, сервисной культуры и логистики.

 

Культурная дипломатия – важная часть геополитического стратегического подхода Китая. Инициатива «Один пояс – один путь» включает в себя не только логистику и инвестиции, но и такие гуманитарные аспекты, как «реальный диалог», «обмен культурами».

 

В этом смысле, новая платформа культурной дипломатии на Астанинском саммите:

  • Укрепляет влияние Китая в регионе мягкой силой
  • Сбалансировать влияние Запада путем устойчивого альтернативного развития.
  • Выдвигает идею человеческой толерантности и общего будущего

 

Особый акцент на культурной дипломатии на саммите Китай–Центральная Азия в Астане свидетельствует о возрождении гуманитарных инструментов в современных геополитических процессах. Стратегический подход Китая направлен на укрепление доверия, связей и сотрудничества между народами региона через образование, искусство, туризм, предпринимательство и науку. Эта политика открывает двери для стран Центральной Азии к занятию места на международной арене, равному диалогу и широким возможностям.

 

Культурная дипломатия становится не только «вспомогательным инструментом», но и структурным фактором, формирующим политические и экономические отношения.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.