Афганистан, Иран и Турция договорились о совместном строительстве железной дороги «Герат-Мазари-Шариф». Соглашение было достигнуто 22 октября 2025 года на полях Региональной ассамблеи Международного союза железных дорог в Стамбуле. Согласно источникам, каждая сторона задействует финансовые, технические и кадровые ресурсы для реализации проекта. Его технико-экономическое обоснование, стоимостью $10 млн, планируется завершить к марту 2026, а еще через год провести грузовые испытания новой транспортной артерии.
Расширение железнодорожных путей вдоль северных афганских провинций вписывается в геополитический контекст современной динамики развития межконтинентальной связности по оси «Восток-Запад», где Афганистану отведена роль одного из ключевых транзитных хабов Евразии. Данный процесс знаменует очередную веху в практическом воплощении концепта Железнодорожного коридора пяти наций (ЖКПН), инициированного в начале нулевых. 2100-километровый маршрут с единой колеей 1435 мм пересекает границы Китая, Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Ирана с дальнейшим выходом в Турцию и зону Евросоюза. ЖКПН призван обеспечить кратчайшее сухопутное соединение между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой, составив серьезную конкуренцию всем ныне существующим транзитным маршрутам из Китая в ЕС через Центральную Азию. Такое развитие может иметь долгосрочные последствия для Узбекистана и его транзитных возможностей.
Теоретически запуск железной дороги от Герата до Мазари-Шарифа предоставит Ташкенту дополнительный доступ к иранской дорожно-транспортной и портовой инфраструктуре в обход Туркменистана. Однако данное преимущество не возымеет должного эффекта без участия страны в развитии Коридора пяти наций, а наоборот будет способствовать перераспределению потенциального грузопотока по оси «Китай-Европа-Китай» в пользу Ирана и Таджикистана.
Первый важный шаг в реализации стратегической инициативы FNRC сделал Тегеран запустив в 2007 году со своей территории строительство железнодорожной линии «Хаф-Герат», протяженностью 225 км. Ожидается, что ее заключительный четвертый участок будет сдан в эксплуатацию к следующему году. Финализация проекта позволит Афганистану и Ирану пропускать через общую границу до 3 млн тонн грузов в год, большую часть которых составят транзитные потоки. В марте 2025 года по маршруту «Хаф-Герат» в ЕС отправлено 200 тонн афганской продовольственной продукции. В перспективе, при расширении железнодорожного полотна на северо-восточные провинции Афганистана, далее в Таджикистан и Кыргызстан, грузопотоки могут пойти в обратном направлении с конечной доставкой на рынок Китая.
За счет существенного сокращения транзитного времени и расстояния новый маршрут очевидно станет более предпочтительным в сравнении с транспортными коридорами, проходящими через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан на Запад. Эти три республики Центральной Азии активно вовлечены в процесс формирования Южного железнодорожного коридора в ЕС через Иран и Турцию. Согласно оценкам, сопряжение железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», строительство которой стартовало в апреле 2025 года с Южным коридором позволит сократить торговый путь между Восточной Азией и Европой на 900 км, что предоставит Ташкенту важное конкурентное преимущество в сфере межрегиональных транзитных перевозок. Однако в случае дальнейшей активизации Коридора пяти наций Узбекистан рискует лишиться такой возможности.
В упредительных целях рекомендуется рассмотреть перспективу создания железнодорожного коридора «Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Таджикистан-Узбекистан» с его возможным расширением на Афганистан и Иран, что позволит смягчить последствия активизации ЖКПН для Узбекистана, превратив страну в одного из бенефициаров проекта железной дороги «Мазари-Шариф-Герат».
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.