К итогам визита президента Монголии в Узбекистан

Комментарий

05 июля, 2024

Делиться

К итогам визита президента Монголии в Узбекистан

Данный комментарий был подготовлен стажером ИПМИ Маликой Хакимовой под руководством Фазлиддина Джамалова.

 

С 23 по 26 июня т.г  президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух находился в Узбекистане с государственным визитом. Основная повестка переговоров между главами Монголии и Узбекистана составляла перспективы расширения многопланового сотрудничества между странами и активизации политического диалога.

В ходе визита, обе страны подписали 14 межправительственных документов, включая соглашения по торгово-экономическому сотрудничеству, воздушному и автомобильному сообщению, туризму, сельскому хозяйству, науке и культуре.                        

Следовательно, можно выделить следующие ключевые тенденции направленные на интенсификацию отношений между Узбекистаном и Монголией:

Укрепление регионального сотрудничества. Данный визит подчеркивает стремление Монголии укрепить свои позиции в Центральной Азии. Монголия стремится выйти из статуса "буферной зоны" между Китаем и Россией и позиционировать себя как часть Центральной Азии. В рамках политики "третьего соседа" Монголия развивает тесные политические связи с влиятельными государствами, чтобы заручиться их поддержкой на международной арене. В этом контексте, Европейский Союз (ЕС) является для Монголии идеальным "третьим соседом"[1], который не вызывает стратегических опасений у Пекина или Москвы. Эксперты отмечают, что желание Монголии ассоциироваться с Центральной Азией связано с активным сотрудничеством ЕС с этим регионом. Европейский Союз проявляет значительный интерес к Центральной Азии благодаря её стратегическому географическому положению, огромным энергетическим ресурсам, значительному рыночному потенциалу и роли в обеспечении региональной безопасности. В период с 2014 по 2020 год общий объем помощи ЕС странам Центральной Азии составил 1,1 миллиарда евро, a на период 2021-2024 годов должен был составить не менее 390 миллионов евро[2]. В то же время, инвестиции ЕС в Монголию на период 2021-2024 годов составили 31 миллион евро[3]. Таким образом, через региональную интеграцию в Центральную Азию Монголия надеется укрепить свои связи с Европейским Союзом.

Диверсификация внешнеэкономических связей. Обе страны находятся на пути диверсификации своих внешнеэкономических связей, стремясь уменьшить зависимость от традиционных торговых партнеров. Монголия, расположенная между Китаем и Россией, ищет новые возможности для экономического роста через сотрудничество с Узбекистаном. Монголия специализируется на производстве и экспорте кашемира, шерсти, мяса, мясных продуктов и кожаных изделий. Узбекистан, в свою очередь, предлагает взамен овощи и фрукты, удобрения, лекарства, бытовую технику, пластмассовые и резиновые изделия, стройматериалы, готовый текстиль и обувь. В 2022 году товарооборот продовольственной и аграрной продукции между странами составил около $5,5 млн, при этом большая часть этой суммы пришлась на экспорт из Узбекистана в Монголию, который составил $4,4 млн[4]. В ближайшие годы планируется увеличение взаимной торговли в 5-10 раз за счёт расширения ассортимента и объёмов поставок востребованной продукции.

Усиление дипломатических контактов и образовательной сферы. Открытие посольства Монголии в Ташкенте и планы Узбекистана открыть свое посольство в Улан-Баторе демонстрируют готовность стран к более тесному политическому взаимодействию. В целях привлечения монгольской молодежи к пребыванию в Узбекистане, правительство последней выразило готовность в выделении грантовых средств для обучения монгольских студентов. В 2022 году уже состоялись переговоры между монгольскими и узбекскими аграрными вузами по вопросам студенческого обмена[5]. В рамках визита было отмечено, что необходимо также развивать партнерские связи между научно-исследовательскими институтами, особенно в области животноводства.

Повышение международного статуса. Монголия стала одной из первых стран, поддержавших вступление Узбекистана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление Узбекистана в ВТО может создать благоприятные условия для развития двусторонней торговли между Монголией и Узбекистаном. В ходе последних переговоров, Узбекистан и Монголия подготовили к подписанию соглашение о преференциальной торговле и предложения по упрощению взаимного доступа на рынки[6]. Это соглашение позволит странам воспользоваться льготными тарифами и условиями, что повысит конкурентоспособность их продукции на международных рынках. Для Монголии это также откроет новые возможности для экспорта своих товаров и привлечения инвестиций.

Развитие транспортной инфраструктуры. Подписание соглашений о воздушных и автомобильных перевозках направлено на улучшение транспортной инфраструктуры и логистики, что особенно важно для стран, не имеющих выхода к морю. До визита президента Монголии было анонсировано строительство железнодорожной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а парламент ратифицировал соглашение о реализации проекта сроком на 6 лет[7]. Монголия, в свою очередь, может быть заинтересована в присоединении к железнодорожному проекту Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Участие в этом проекте позволит Монголии доставлять свои товары по более коротким и экономически выгодным маршрутам, а также интегрироваться в более широкую сеть транспортных коридоров. Кроме того, проект имеет потенциал для выхода на Трансафганский коридор. Это может открыть Монголии возможности для направления сельскохозяйственной и мясной продукции в Афганистан и Южную Азию. Участие в таком крупном инфраструктурном проекте также будет способствовать формированию единой Центрально-Азиатской идентичности  в Монголии.

 

[1] EUCAM. (2012, 4 июля). Монголия – В поисках «третьего соседа». Почему Европейский Союз? Получено из https://eucentralasia.eu/mongolias-quest-for-third-neighbours-why-the-european-union-ru/

[2] European External Action Service. (2022, 14 ноября). Жозеп Боррель: Мы активно работаем над созданием более прочного, широкого и современного партнерства с пятью странами Центральной Азии.

[3] European Commission. (n.d.). Mongolia. Получено из https://international-partnerships.ec.europa.eu/countries/mongolia_en

[4] Панфилова, В. (2024, 23 июня). Монголия ищет выход к морю через Узбекистан. Независимая газета. Получено из https://www.ng.ru/cis/2024-06-23/8_9033_sea.html

[5] Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан. (2022, 27 августа). Налажен обмен студентами между сельскохозяйственными вузами Монголии и Узбекистана. Получено из https://www.agro.uz/ru/11-0395/

[6] Кун.уз. (2024, 24 июня). Узбекистан и Монголия подготовят соглашение о преференциальной торговле. Получено из https://kun.uz/ru/news/2024/06/24/uzbekistan-i-mongoliya-podgotovyat-soglasheniye-o-preferensialnoy-torgovle

[7] Хван, Е. (2024, 20 июня). Кыргызстан: железная дорога из КНР снизит зависимость от РФ. Deutsche Welle. Получено из https://www.dw.com/ru/kyrgyzstan-zeleznaa-doroga-iz-kitaa-snizit-zavisimost-ot-rossii/a-69430517