Транспортная интеграция и стратегическая конкуренция между Узбекистаном и Казахстаном: последствия для региональной связности и евразийских транзитных коридоров

Аналитические заметки

11 декабря, 2025

Делиться

Транспортная интеграция и стратегическая конкуренция между Узбекистаном и Казахстаном: последствия для региональной связности и евразийских транзитных коридоров

Наргиза Умарова исследует, как транспортная интеграция между Узбекистаном и Казахстаном стала одновременно движущей силой региональной транспортной доступности и источником стратегической конкуренции в евразийской транзитной политике. Она рассматривает двустороннее сотрудничество в контексте более широких преобразований в регионализме Центральной Азии с 2016 года, когда Узбекистан переориентировал свою внешнюю политику на более глубокое взаимодействие с соседями и сделал Центральную Азию приоритетным направлением своей дипломатии. В рамках этой обновленной концепции Ташкент последовательно продвигает видение Центральной Азии как стабильного и взаимосвязанного региона, где рост внутрирегиональной торговли и расширение транзитных мощностей взаимно усиливают друг друга. В обзоре показано, как это видение отражено в национальных стратегиях, в том числе в Транспортной стратегии Узбекистана до 2035 года, в которой подчеркивается важность согласования национальных транспортных и коммуникационных систем как предварительного условия для раскрытия полного транзитного потенциала региона.

В исследовании представлен подробный обзор текущего состояния транспортного сообщения между Узбекистаном и Казахстаном, в котором подчеркиваются структурные асимметрии, созданные двойной изолированностью Узбекистана и выгодным географическим положением Казахстана, морскими портами и прямыми железнодорожными сообщениями с Китаем и Россией. Несмотря на эти асимметрии, обе страны добились заметного прогресса в интеграции своих транспортных систем, о чем свидетельствует рост двусторонней торговли до более чем 4,3 млрд долларов США к концу 2024 года и расширение совместных инфраструктурных проектов. Ключевые инициативы, такие как планируемый коридор Учдукук-Кызылорда, железная дорога Дарбаза-Мактаарал для разгрузки контрольно-пропускного пункта Сарыагаш, автомагистраль Бейнеу–Шалкар и недавно открытый Международный центр промышленного сотрудничества «Центральная Азия» иллюстрируют, как проекты по обеспечению транспортной доступности призваны не только сократить расстояния и время в пути, но и превратить приграничные регионы в новые центры промышленной и логистической деятельности, связанные с трансконтинентальными маршрутами.

В то же время Умарова показывает, что эта интеграция сопровождается усилением конкуренции за контроль над транзитными потоками и стратегическими коридорами. Казахстан и Узбекистан являются одновременно партнерами и соперниками в формировании географии евразийского транспорта, особенно вдоль Транскаспийского международного транспортного маршрута (Средний коридор) и новых трансафганских связей с Южной Азией. Давняя институционализация ТМТК в Казахстане и его стремление остаться основным логистическим центром Евразии контрастируют с усилиями Узбекистана по диверсификации маршрутов доступа через мультимодальные коридоры, которые обходят существующие казахстанские монополии, включая автомагистраль Китай-Кыргызстан-Узбекистан и планируемую железную дорогу по оси Кашгар-Торугарт-Макмал-Джалал-Абад-Андижан. Параллельные инициативы, такие как коридор CASCA+ и конкурирующие схемы транзита через Афганистан, создают риск фрагментации систем управления, дублирования инфраструктуры и ослабления коллективной переговорной силы Центральной Азии с внешними игроками, такими как Китай, Европейский союз, Турция и партнеры из стран Персидского залива.

В своих политических выводах в кратком обзоре утверждается, что без более сильных механизмов координации между Узбекистаном и Казахстаном регион может не реализовать свой полный потенциал в качестве центрального моста в евразийской транспортной системе. Умарова призывает к согласованию тарифной политики, цифровизации таможенных процедур и транспортных стратегий; созданию единых надзорных структур для транскаспийского транзита, которые могли бы согласовать CASCA+ с TITR; а также к выработке взаимно согласованной архитектуры трансафганских маршрутов к Индийскому океану, которая позволила бы избежать гонки с нулевой суммой за транзитные доходы. Она также подчеркивает важность возрождения ранее выдвинутых региональных предложений о совместной стратегии и институциональных рамках в области транспортных коммуникаций, возможно, под эгидой ООН. В конечном итоге, опыт отношений между Узбекистаном и Казахстаном представлен как микрокосм регионализма в Центральной Азии, основанного на транспорте: очевиден подлинный прогресс в интеграции, но только подход, основанный на сотрудничестве, а не на конкуренции, позволит региону укрепить свою позицию как устойчивого и незаменимого связующего звена между Европой и Азией.

Читайте на сайте Turan Research Center

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.