Почему Средний коридор не равно приоритетен для стран Центральной Азии?

Комментарий

14 мая, 2025

Делиться

Почему Средний коридор не равно приоритетен для стран Центральной Азии?

По оценкам Всемирного банка, страны Центральной Азии остаются одними из наименее соединенных экономик в мире, что отрицательно сказывается на их благосостоянии. Вместе с тем доля региона в глобальных доходах от экспорта транспортных услуг не превышает 1%. По этой причине на сегодняшний день приоритизирована задача создания и продвижения на взаимовыгодной основе эффективных транзитных коридоров, позволяющих соединить крупнейшие мировые рынки через Центральную Азию. Одним из таковых является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), также известный как Средний коридор, который задействован в сухопутном сообщении Восток-Запад-Восток.

 

При нынешних реалиях Европейский союз проявляет наибольший практический интерес инфраструктурному развитию данного маршрута. В рамках европейской инициативы «Global Gateway» для центральноазиатских республик анонсирована финансовая помощь в размере €10 млрд. На саммите высокого уровня «Центральная Азия-Евросоюз» 4 апреля 2025 года в Самарканде ЕС объявил очередной инвестиционный пакет на €12 млрд. Четверть этой суммы будет направлена на финансирование проектов в транспортной сфере. 

 

Ожидается, что такая динамика способствует формированию разветвленной сети поставок из Центральной Азии в Европу и другие сопутствующие регионы.  

 

Активизация транскаспийских перевозок влечет за собой ряд геополитических и геоэкономических преимуществ.

 

Первое. Центральной Азии выпадает уникальная возможность трансформироваться в транзитный узел Евразии. Это приведет к усилению международной субъектности региона, что очень важно с точки зрения выстраивания равноправных отношений с влиятельными акторами мировой политики. 

 

Второе.  Расширение потенциала Среднего коридора коррелирует с целеполаганием национальных транспортных стратегий стран Центральной Азии, во главу угла которых поставлена задача диверсификации внешнеторговых потоков. Развитие западного направления грузоперевозок позволяет региону снизить зависимость от северных маршрутов, открывая новые экспортные рынки.  

 

Третье. Происходит кардинальное изменение транспортного ландшафта Центральной Азии за счет запуска новых межрегиональных торговых маршрутов, что создает прочный задел для укрепления внутрирегиональной связности, а также снижения затрат на транспортировку товаров.      

 

Четвертое. Транскаспийские перевозки способствуют расширению торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества с Европейским союзом, странами Южного Кавказа и Турцией, что дает дополнительный импульс развитию Центральной Азии.

 

Однако, как показывают современные исследования, в силу ряда объективных причин, Средний коридор не может предоставить равную транзитную выгоду всей центральноазиатской «пятерке». Это связано с не пропорциональным распределением между ними потенциального грузопотока, ориентированного на Запад. Более 93% от общего объема приходится на Казахстан, тогда как доля Туркменистана составляет 3%, Узбекистана – 2,3%, Кыргызстана – 1,1%, а Таджикистана всего 0,03%. Из этого следует, что совершенствование ТМТМ благоприятно влияет на экономическое развитие Казахстана и Туркменистана в качестве самого короткого и удобного торгового пути в ЕС. Для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана Средний коридор является одним из дополнительных маршрутов, который будет способствовать диверсификации экспортно-импортных поставок с Южной Европой, США, Канадой и другими внешнеторговыми партнерами.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.