В августе 2023 г., после трехдневных закрытых обсуждений между членами БРИКС на саммите под председательством ЮАР, Сирил Рамафоса(президент ЮАР) объявил о решении направить приглашение Аргентинской Республике, Арабской Республике Египет, Федеративной Демократической Республике Эфиопия, Исламской Республике Иран, Королевству Саудовская Аравия и Объединенным Арабским Эмиратам стать полноправными членами БРИКС с 1 января 2024 г. К указанной дате четыре из шести приглашенных стран официально стали членами БРИКС, в то время как Аргентинская Республика отозвала запланированное вступление, а Саудовская Аравия все еще рассматривает возможность своего вступления.
Планируемые общие цели Саудовской Аравии и ОАЭ при вступлении в БРИКС заключаются в том, чтобы изменить баланс и застраховать свои экономические и геополитические интересы на фоне стремительно меняющегося глобального ландшафта. Воспринятое отсутствие поддержки со стороны США для Саудовской Аравии после атаки на НПЗ Абкайк и Хурайс в 2019 г., а также для ОАЭ после атаки на Абу-Даби в 2022 г. побудило их посчитать, что Вашингтон не столь привержен безопасности Персидского залива, как в прошлом, что заставило их переоценить свою зависимость от внешних союзников в плане гарантий безопасности. Помимо этого, учитывая, что Саудовская Аравия и ОАЭ являются одними из основных экспортеров нефти для членов-основателей БРИКС, за исключением России, решение стран Персидского залива добиваться членства в БРИКС направлено на диверсификацию их экономических отношений, что соответствует их большим стратегиям.
Королевство Саудовская Аравия. Для Саудовской Аравии вступление в БРИКС означало бы смещение от прежней ориентации на Соединённые Штаты к позиции независимой региональной державы и де-факто лидера ССАГПЗ и арабского мира. В этой связи, причина задержки с членством в БРИКС кроется в том, что Эр-Рияд тщательно выстраивает свою внешнюю политику на фоне обострения геополитических напряжений между США, Китаем и Россией. Усиление связей королевства с Пекином вызывает беспокойство в Вашингтоне, особенно после таких ключевых событий, как визит Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию в декабре 2022 г., в результате которого было заключено соглашение о «Всеобъемлющем стратегическом партнерстве». Эти опасения еще больше усилились после состоявшегося при китайском посредничестве саудовско-иранского сближения в марте 2023 г., а также в ноябре 2023 г., когда Центральный банк Саудовской Аравии (SAMA) заключил трёхлетнеесоглашение о свопе в национальных валютах с Народным банком Китая (PBOC).
С экономической точки зрения, Саудовская Аравия с 2016 г. стремится диверсифицировать свою экономику, чтобы снизить зависимость от нефти, в рамках стратегии «Видение 2030». БРИКС, в свою очередь, предоставляет платформу для сотрудничества с развивающимися экономиками в таких секторах, как технологии, возобновляемая энергия, инфраструктура и инновации, что помогает Саудовской Аравии расширить свои экспортные возможности за пределы традиционных поставок нефти. Более того, учитывая тот факт, что Китай и Индия являются двумя основными направлениями общего экспорта Саудовской Аравии, вступление в БРИКС вписывается в более широкую стратегию диверсификации внешних связей и, в частности, по построению более тесных отношений с этими странами.
Кроме того, БРИКС может послужить многосторонней платформой для дальнейшего сотрудничества и диалога с геополитическим соперником – Ираном. В этой связи есть вероятность, что Саудовская Аравия, после необходимой дипломатической паузы, примет приглашение вступить в БРИКС.
ОАЭ. Несмотря на то, что экономика ОАЭ не достигает триллионного уровня, страна играет непропорционально значимую роль в международной энергетике, торговле и финансах, и включение в БРИКС служит подтверждением статуса страны как глобального хаба.
В условиях обострения глобальной конфронтации Абу-Даби считает долгосрочные инвестиции в сотрудничество оптимальным способом развития. По словам официальных лиц, ОАЭ не рассматривают свое вступление в БРИКС как вступление в блок. Напротив, это просчитанный экономический маневр, направленный на диверсификацию партнерских отношений и получение доступа к рынкам таких стран, как Россия и Бразилия, которые занимают 8-е и 11-е места по мировому ВВП соответственно, при этом сохраняя традиционные связи со странами Запада. Кроме того, ОАЭ стремится к дальнейшему укреплению экономических отношений со своими крупнейшими торговыми партнерами - Китаем и Индией. Это соответствует более широким инициативам Абу-Даби по укреплению связей как со странами Глобального Севера, так и с Глобальным Югом. Об этом чётко заявил министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бин Заид, когда сказал: «ОАЭ последовательно отстаивают ценность многосторонних отношений в поддержке мира, безопасности и развития во всем мире». Этот подход играет ключевую роль в достижении цели ОАЭ — удвоить свой ВВП к 2031 г., сократить зависимость от нефти и создать экономику, основанную на знаниях, в рамках стратегии «Мы — ОАЭ 2031».
Кроме того, ОАЭ стремятся диверсифицировать свою национальную экономику, делая акцент на увеличении доли ненефтяного экспорта на зарубежные рынки и повышении приток прямых иностранных инвестиций в ОАЭ, особенно учитывая, что группа БРИКС представляет собой важный источник иностранных инвестиций в таких перспективных сферах, как транспорт, финансовые услуги, технологии и чистая энергия. Подтверждением тому может служить «Команда финансового мониторинга БРИКС» в правительстве ОАЭ, созданная Министерством финансов, которая в настоящее время активно участвует в обсуждении таких ключевых вопросов, как валютно-финансовая система, финансирование инфраструктуры и роль многостороннего финансирования в развитии инвестиционных проектов. Через своё членство в БРИКС, ОАЭ рассчитывают играть ведущую и ключевую роль в развитии инициатив, запускаемых БРИКС, и укрепить своё положение как страны-лидера в усилиях по экономическому сотрудничеству и защите экономического плюрализма.
Вступление ОАЭ в БРИКС свидетельствует о желании страны уменьшить зависимость от западных партнёрств, что подчёркивает стремление страны усилить свое геополитическое влияние, стимулировать многостороннее сотрудничество и не только адаптироваться к многополярному миру, но и играть более значимую роль в формировании меняющегося ландшафта мирового порядка и более эффективно отстаивать свои национальные интересы.
Загружайте комментарий ниже