Автор: Файзиддин Кутбиддинов
Последний саммит ШОС, состоявшийся в Китае в 2025 году, стал важным этапом в развитии многосторонней дипломатии в Евразии. На фоне усиливающейся конкуренции между глобальными и крупными державами и трансформации международного порядка встреча лидеров государств-членов ШОС приобрела значительное значение как в сфере региональной безопасности, так и в экономических отношениях. Хотя саммит ШОС позиционируется как механизм укрепления регионального сотрудничества, в западных политических кругах этот процесс часто воспринимается как инструмент усиления влияния России и Китая на евразийском континенте.
Согласно предварительным заявлениям генерального секретаря НАТО М. Рютте, альянс указывает на возрастающую роль Китая, Ирана и Северной Кореи в их отношениях с коллективным Западом, а также на расширение оборонного сотрудничества, что демонстрирует готовность к затяжной конфронтации с западным блоком и одновременно вынуждает трансатлантические страны к длительному и изнурительному противостоянию. Исходя из этих оценок, он подчеркнул, что модель войны на Украине может быть воспроизведена и на других направлениях, усиливая напряжённость между западным блоком и так называемым альянсом автократий.
Согласно анализу DW, предложенный Китаем вариант усиления регионального и международного сотрудничества не обеспечивает абсолютных гарантий для союзников в реализации экономических и торговых соглашений, оставляя пространство для гибкой интерпретации и возможных разногласий в вопросах исполнения ключевых положений.
Китаевед А. Чигадаев отметил, что визит Ким Чен Ына в Китай был воспринят не только как политическая поездка, но и как сигнал легитимности его власти на международной арене, укрепляющий его авторитет во встречах с лидерами крупных держав. Китай является ключевым стратегическим партнёром Северной Кореи в сфере региональной безопасности, и визит продемонстрировал, что режим северокорейского лидера остаётся стабильным и поддерживается сильным союзником.
Особое внимание следует уделить тому факту, что саммит ШОС в Китае воспринимается широкой западной аудиторией как стратегический шаг Пекина, направленный на закрепление своей роли в качестве соперничающего глобального лидера. Китай не ограничивается продвижением собственной модели экономического и политического развития «китайского пути», но активно использует саммит как площадку для формирования новых векторов регионального и международного сотрудничества. Это подтверждается участием сильных региональных игроков, включая Россию, Индию и другие ключевые евразийские государства, что демонстрирует готовность крупных региональных держав присоединяться к китайским инвестиционным инициативам и стратегическим проектам. Более того, саммит позволяет Китаю не только укреплять своё влияние в процессе выработки совместных региональных решений, но и формировать нормы и правила, которые могут конкурировать с существующими международными стандартами, продвигаемыми западными державами.
Таким образом, саммит служит инструментом легитимации лидерства Китая на мировой арене, сигнализируя о готовности Пекина активно участвовать в создании параллельного мирового порядка и формировании глобальной архитектуры современной политики. Это, в свою очередь, вынуждает Запад пристально следить за действиями Китая и разрабатывать стратегии взаимодействия с Евразией.
Наряду с расширением своего международного влияния на саммите, Китай также стремился подчеркнуть технологическое лидерство своих вооружённых сил. По словам Карлотты Ринаудо из Группы исследований международной безопасности (Верона), военная демонстрация в Пекине вышла за рамки традиционного показа и превратилась в футуристическое зрелище. Китай продемонстрировал потенциал своих вооружённых сил к сочетанию человеческих возможностей с роботизированными системами, обозначив технологическое лидерство в будущих войнах — одновременно повышая внутренний престиж армии и посылая сигнал международному сообществу о растущем стратегическом потенциале страны.
Развивая эту мысль, аналитики подчеркнули, что вакуум влияния, вызванный нерешительностью американского лидера, создал условия для укрепления региональных и стратегических связей между Китаем и Россией. Ярким подтверждением этого является рост товарооборота между двумя странами, заключение экономических соглашений и реализация транспортных проектов, осуществлённых совместно в первые годы президентства Джо Байдена.
По словам Пита Хегсета, главная задача Вашингтона заключается в поддержании стратегического превосходства в военной сфере — на суше, на море, в воздухе и даже в космосе, где США опережают конкурентов за счёт импорта высокотехнологичного вооружения и инновационных оборонных систем. В то же время он отметил, что у Дональда Трампа были конструктивные и рабочие отношения с Си Цзиньпином. Эти контакты, по его мнению, могли бы послужить основой для поиска возможностей сотрудничества и снижения напряжённости, несмотря на продолжающееся стратегическое соперничество между Вашингтоном и Пекином.
В заключение, участие сильных региональных и стратегических партнёров Китая и подтверждение их готовности не только углублять двусторонние и многосторонние связи, но и создавать альтернативные формы международного сотрудничества на саммите ШОС в определённой степени свидетельствует о том, что это вызвало значительный резонанс в западном политическом и экспертном сообществе. В то же время мы видим, что некоторые эксперты воспринимают это событие довольно скептически, описывая его лишь как ещё один повод для фотосессий.
Как понимают западные эксперты, саммит продемонстрировал решимость евразийских государств сделать ставку на укрепление сотрудничества и выстраивание новых экономических и политических архитектур, способных конкурировать с западными институтами. Более того, он подтвердил растущую роль Китая и его стратегических партнёров в международной политике, где они всё активнее претендуют на статус самостоятельных центров силы, способных оказывать влияние на формирование нового мирового порядка.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.