В апреле 2025 года правительство Пакистана объявило о реализации инициативы под названием «Возвращение на родину», которую администрация Талибана охарактеризовала как «принудительную депортацию». В результате этих мер за один месяц около 80 тысяч граждан Афганистана были депортированы через пограничный пункт Торхам в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва обратно в Афганистан. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и других источников, от 19 до 45 тысяч из них были выдворены насильственно, в то время как остальные вернулись добровольно или без внешнего давления.
Ключевой причиной депортации правительство Пакистана называет усиление угроз национальной безопасности. Активизация таких террористических группировок, как «ИГИЛ-Хорасан» и «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), а также деятельность трансграничных боевиков и преступных организаций стали основными факторами, повлиявшими на политический курс Исламабада. В течение первых десяти дней марта 2025 года в Пакистане произошло пять крупных атак — три в Хайбер-Пахтунхве и две в Белуджистане. Все нападения носили характер террористических актов с участием смертников, в результате чего погибло не менее 18 человек, в том числе 12 военнослужащих, 5 граждан КНР и один пакистанец. Аналогичные атаки имели место и в предыдущие годы, и гибель китайских граждан может оказать негативное влияние на стратегически важные для Пакистана экономические отношения с Китаем.
В ответ на эти вызовы правительство Пакистана инициировало План репатриации незаконных иностранцев (IFRP), основанный как на соображениях внутренней безопасности, так и на политических интересах. Хотя данная стратегия направлена на укрепление внутренней безопасности и регулирование миграционных процессов, она также вызвала серьёзную обеспокоенность в связи с гуманитарными последствиями и угрозами региональной стабильности.
Афганистан, получивший этих депортированных, теперь сталкивается с серьёзными проблемами. Тысячи людей, которые долгое время проживали в Пакистане, теперь должны вернуться в родину, характеризующуюся слабой инфраструктурой и ухудшающейся экономикой. Многие из возвращённых не имеют жилья, работы и базовых ресурсов, что делает их уязвимыми для вербовки со стороны экстремистских организаций, таких как ИГИЛ-Хорасан и ТТП.
Для правительства Талибана эта массовая репатриация может привести к сложным экономическим, политическим и социальным последствиям. Значительная часть возвращённых, вероятно, будет мигрировать в крупные города в поисках работы, что создаст дополнительную нагрузку на и без того ограниченные городские ресурсы. Если этого не удастся избежать, это может привести к росту безработицы, преступности и общественного недовольства, что в свою очередь может серьёзно подорвать внутреннюю стабильность страны.
В свою очередь, иранские власти могут также последовать примеру Пакистана и начать требовать строгого соблюдения миграционного законодательства от афганских беженцев, находящихся на их территории, в противном случае в ближайшем будущем они могут начать массовую депортацию, аналогичную действиям Пакистана.
В то же время международное сообщество также начало предпринимать взвешенные меры в ответ на развивающийся кризис. В частности, Катар запустил гуманитарную инициативу в поддержку депортированных афганских граждан, выделив 800 тысяч долларов на строительство жилья в городе Гардез, столице провинции Пактия. Посредством таких усилий — предоставления гуманитарной помощи, содействия стабильности в Афганистане и участия в мирных переговорах — Катар стремится укрепить свои дипломатические позиции на международной арене, особенно в мусульманском мире, и зарекомендовать себя как эффективный участник в решении глобальных кризисов.
В заключение миграционный кризис вдоль границы представляет собой не только двустороннюю проблему между Афганистаном и Пакистаном, но и серьёзный вызов для широкой региональной безопасности и стабильности. Его последствия могут затронуть Иран, Китай, Центральную Азию и других ключевых региональных участников, влияя на их политические и безопасность стратегии, поскольку миграционная политика одной страны оказывает влияние на сложную систему, связанную с человеческими жизнями, стабильностью и международными отношениями.
Автор: Бобур Мингяшаров
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.