Наргиза Умарова рассматривает активные усилия Узбекистана по формированию новой транспортной архитектуры среди тюркских государств. Она подчеркивает, как стратегическое положение страны и ее политические инициативы позволили ей интегрироваться в развивающиеся евразийские транспортные коридоры, особенно в свете сбоев, вызванных санкциями против России. Узбекистан воспользовался сдвигом в сторону Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), позиционируя себя в качестве ключевого транзитного узла между Китаем, Европой и Южной Азией. Присоединившись к Организации тюркских государств (ОТГ) и запустив такие совместные проекты, как CASCA+, Узбекистан стремится улучшить связь и расширить свои экспортные и торговые сети.
Г-жа Умарова подчеркивает экономические преимущества этих транспортных инициатив, отмечая, что в 2024 году объем международных грузоперевозок Узбекистана достигнет примерно 60 миллионов тонн, причем европейский рынок будет играть все более значительную роль. Страна пользуется преимуществами преференциальных торговых соглашений, таких как GSP+, обеспечивающих беспошлинный доступ в ЕС для более чем 6 000 видов товаров. Коридор CASCA+, соединяющий Центральную Азию с Южным Кавказом и Турцией, представлен как стратегическая альтернатива Среднему коридору, предлагающая более эффективные транзитные маршруты и более низкие логистические затраты. Автор также подчеркивает растущие экономические связи Узбекистана с Турцией, включая торговые и инвестиционные проекты на миллиарды долларов, чему способствуют такие меры, как снижение таможенных тарифов и цифровизация транспортных услуг.
Кроме того, она обсуждает стратегию диверсификации Узбекистана за пределами тюркских государств, в частности его взаимодействие с Ираном. Она описывает запуск железной дороги Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан в 2022 году как ключевой шаг в укреплении связей Центральной Азии с Ближним Востоком и Европой. Эта инициатива, наряду с предлагаемым коридором Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция, демонстрирует приверженность Ташкента расширению торговых путей и обеспечению альтернативных транзитных маршрутов. Эксперт отмечает, что эти усилия снижают зависимость от традиционных коридоров через Казахстан и Россию, делая Узбекистан важнейшим игроком в региональной и глобальной цепочке поставок.
В заключение г-жа Умарова утверждает, что транспортная стратегия Узбекистана имеет мультипликативный эффект, принося пользу не только самой стране, но и укрепляя ОТС и усиливая региональную интеграцию. Уделяя приоритетное внимание развитию инфраструктуры и содействуя сотрудничеству между тюркскими государствами и внешними партнерами, Ташкент утверждает себя в качестве ключевой движущей силы связности в Евразии. Она считает, что активное участие Узбекистана в международных транспортных проектах способствует росту влияния ОТС, а также укреплению роли страны в мировой торговле.
Читайте на сайте The International Asia Today АНКАСАМ
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.