Узбекистан уверенно формирует новую транспортную архитектуру тюркских государств

Аналитические заметки

01 апреля, 2025

Делиться

Узбекистан уверенно формирует новую транспортную архитектуру тюркских государств

Наргиза Умарова рассматривает активные усилия Узбекистана по формированию новой транспортной архитектуры среди тюркских государств. Она подчеркивает, как стратегическое положение страны и ее политические инициативы позволили ей интегрироваться в развивающиеся евразийские транспортные коридоры, особенно в свете сбоев, вызванных санкциями против России. Узбекистан воспользовался сдвигом в сторону Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), позиционируя себя в качестве ключевого транзитного узла между Китаем, Европой и Южной Азией. Присоединившись к Организации тюркских государств (ОТГ) и запустив такие совместные проекты, как CASCA+, Узбекистан стремится улучшить связь и расширить свои экспортные и торговые сети.

 

Г-жа Умарова подчеркивает экономические преимущества этих транспортных инициатив, отмечая, что в 2024 году объем международных грузоперевозок Узбекистана достигнет примерно 60 миллионов тонн, причем европейский рынок будет играть все более значительную роль. Страна пользуется преимуществами преференциальных торговых соглашений, таких как GSP+, обеспечивающих беспошлинный доступ в ЕС для более чем 6 000 видов товаров. Коридор CASCA+, соединяющий Центральную Азию с Южным Кавказом и Турцией, представлен как стратегическая альтернатива Среднему коридору, предлагающая более эффективные транзитные маршруты и более низкие логистические затраты. Автор также подчеркивает растущие экономические связи Узбекистана с Турцией, включая торговые и инвестиционные проекты на миллиарды долларов, чему способствуют такие меры, как снижение таможенных тарифов и цифровизация транспортных услуг.

 

Кроме того, она обсуждает стратегию диверсификации Узбекистана за пределами тюркских государств, в частности его взаимодействие с Ираном. Она описывает запуск железной дороги Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан в 2022 году как ключевой шаг в укреплении связей Центральной Азии с Ближним Востоком и Европой. Эта инициатива, наряду с предлагаемым коридором Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция, демонстрирует приверженность Ташкента расширению торговых путей и обеспечению альтернативных транзитных маршрутов. Эксперт отмечает, что эти усилия снижают зависимость от традиционных коридоров через Казахстан и Россию, делая Узбекистан важнейшим игроком в региональной и глобальной цепочке поставок.

 

В заключение г-жа Умарова утверждает, что транспортная стратегия Узбекистана имеет мультипликативный эффект, принося пользу не только самой стране, но и укрепляя ОТС и усиливая региональную интеграцию. Уделяя приоритетное внимание развитию инфраструктуры и содействуя сотрудничеству между тюркскими государствами и внешними партнерами, Ташкент утверждает себя в качестве ключевой движущей силы связности в Евразии. Она считает, что активное участие Узбекистана в международных транспортных проектах способствует росту влияния ОТС, а также укреплению роли страны в мировой торговле.

 

Читайте на сайте АНКАСАМ

 

Читайте на сайте The International Asia Today АНКАСАМ

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.