Возрождение видения ЕС по Центральной Азии?

Комментарий

09 апреля, 2025

Делиться

Возрождение видения ЕС по Центральной Азии?

Мюнхенская речь вице-президента США Дж. Д. Вэнса о пересмотре вопросов безопасности в мире и на Европейском континенте становится толчком к переосмыслению европейского видения вопросов архитектуры безопасности. Европейские институты, подходы и ценностные рамки сохранят свою преемственность, однако их будущее развитие будет все больше разворачиваться с учетом перспективы ограниченного – или минимального – участия США. В этом контексте ожидается изменение политики Европы по отношению к Китаю, Индии, странам Центральной и Южной Азии, а также Ближнему Востоку и Кавказу. Особый интерес проявляется к Кавказу и Центральной Азии, которые могут сыграть роль связующего звена между Востоком и Западом. Геополитическое расположение этих регионов делает их весьма привлекательными для Европейского Союза, что нашло подтверждение в рамках первого саммита «Европейский Союз – Центральная Азия», завершившегося 4 апреля в Самарканде подписанием Совместной декларации.

 

Итоги саммита. Полномасштабная мобилизация «бюрократической машины» ЕС позволила вывести итоги саммита на высокий системный уровень сотрудничества. Было институционализировано двустороннее сотрудничество в формате регулярных встреч министров иностранных дел, рабочих групп и платформ высокого уровня.

 

Лидерами отмечена приверженность обеих сторон к углублению экономического и инвестиционного сотрудничества. Стоит отметить, что Евросоюз является вторым по объемам торгового оборота партнером Центральной Азии, уступая лишь Китаю. Как отметил Шавкат Мирзиёев на саммите, товарооборот между двумя регионами достиг 54 миллиардов евро в 2024 году. Более того, в ходе саммита между ЕС и Узбекистаном было достигнуто соглашение об открытии в стране регионального представительства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), что обусловлено объемом европейских вложений в региональные проекты, который уже достиг 40% от общих иностранных инвестиций в Центральной Азии. Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, объявила о старте нового инвестиционного пакета Global Gateway в размере 12 миллиардов евро, направленного на поддержку сотрудничества в сферах цифровой связи, воды и энергии, а также критического сырья.

 

Кроме того, ЕС выразил готовность к продолжению своей Глобальной стратегии по Центральной Азии (2019) в таких ключевых направлениях, как зеленый переход, борьба с изменением климата, энергетика, устойчивое сельское хозяйство, а также к расширению поддержки образовательных программ через Erasmus+, Horizon Europe, Digital Education, Marie Skłodowska-Curie Actions.

 

Также намечены цели по сотрудничеству в сфере безопасности, а именно улучшению борьбы с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и организованной преступностью, а также управлению границами и миграцией через платформы LEICA и BOMCA.

 

Евразийская магистраль. Саммит вновь подчеркнул особую важность развития сети разветвленных логистических маршрутов и цепочек поставок на фоне все более углубляющейся глобальной фрагментации и геополитической нестабильности в ключевых транспортных узлах международной торговли. В этой связи наибольший интерес для ЕС представляет Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), более известный как Средний, или Срединный коридор, соединяющий Китай с Европой через Центральную Азию, Каспийское и Черное моря. На его поддержку европейские институты уже обязались выделить 10 миллиардов евро в рамках инвестиционного форума в Брюсселе в январе 2024 года. Global Gateway в этой связи признан основным инструментом инфраструктурного взаимодействия ЕС и Центральной Азии. Таким образом, торговля больше не нуждается в поиске кратчайших или наименее затратных маршрутов – необходимы наиболее надежные и политически устойчивые цепочки поставок, способные противостоять неопределенности и укреплять стратегическую автономию.

 

Формат сотрудничества «регион-регион». Саммит продемонстрировал всестороннюю поддержку Европейским союзом процессов региональной интеграции стран Центральной Азии, продвигаемые за последние годы европейской стороной инициативы носили отчётливо общерегиональный характер. Наряду с развитием устойчивых двусторонних связей, необходимых для поддержания эффективности взаимодействия, региональные государства могут выходить за рамки формата С5+1, выстраивая партнёрство с Азербайджаном. Такая кооперация открывает перед Европейским союзом возможность формирования альтернативного Восточному направлению нового «Транскаспийского партнёрства ЕС».

 

При этом возрастает необходимость в более адресном сотрудничестве с отдельными субрегионами Европы, которые играют ключевую роль в обеспечении транзитных коридоров и энергетического взаимодействия. Центральная Азия уже обладает устойчивыми связями с Прибалтийскими странами, которые зарекомендовали себя как активные экономические и инвестиционные партнёры региона. Сложившийся опыт взаимодействия может служить прочной платформой для расширения партнёрских горизонтов и углубления кооперации с государствами Северной Европы, способствуя диверсификации внешнеэкономических связей и укреплению многоуровневого диалога.

 

Афганская дилемма. В условиях глобальных трансформаций Европейский Союз может также пересмотреть свою политику в отношении Афганистана. В ближайшем окружении ЕС его стратегический союзник США демонстрирует признаки постепенного восстановления политических каналов с Кабулом. В частности, бывший спецпредставитель США в Афганистане Залмай Халилзад неофициально посетил Афганистан в марте 2025 года. Тем не менее, Европейский Союз сохраняет осторожность в отношении Кабула по нескольким причинам:

 

Во-первых, ЕС возможно опасается репутационных потерь. Переговоры и дальнейшее сотрудничество с движением Талибан могут вызвать критику со стороны демократического мира.

 

Во-вторых, возобновление отношений с Афганистаном может повлечь за собой дальнейшую смену дискурса внутри ЕС, поскольку электорат не имеет схожих взглядов с Талибаном по поводу строительства гражданского общества в Афганистане.

 

В-третьих, в свете текущих стратегических приоритетов, Афганистан может восприниматься как периферийная территория, не оказывающий большого влияния на интересы ЕС в континентальной политике. Однако если Европа сделает больший акцент на углублении сотрудничества с Центральной Азией, Афганистан может обрести новую актуальность в качестве стратегического узла.

 

В этом контексте ЕС может выбрать стратегию диалога с Афганистаном через посредничество третьих сторон, при этом Узбекистан представляет собой наиболее подходящую платформу для такого посредничества. Европейские государства признают ключевую роль Ташкента в афганской повестке, учитывая общие интересы в обеспечении стабильности и развитии Афганистана, прежде всего через экономическое развитие. Идеи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, озвученные на первом саммите «Европейский Союз – Центральная Азия», о необходимости вовлечения Афганистана в ключевые региональные экономические процессы, совпадают с позицией Европы. Подобные инициативы могут стимулировать внимание европейских финансовых институтов к инвестиционным проектам на территории Афганистана, что станет важным шагом в укреплении экономической стабильности страны.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.