Автор: Миржалол Муртозаев
3 июля 2025 года в городе Ханкенди (Азербайджан), в рамках саммита Организации экономического сотрудничества, состоялась первая в истории встреча на высшем уровне между Республикой Узбекистан и Афганистаном - между Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и исполняющим обязанности заместителя премьер-министра Временного правительства Афганистана по экономическим вопросам Муллой Абдулом Гани Барадаром.
Эта встреча, прошедшая в рамках саммита, свидетельствует об активизации узбекской дипломатии в афганском направлении. В целом, с 2021 года дипломатическая активность Узбекистана в отношении Афганистана постепенно усиливалась, и теперь начата новая глава - организованы встречи на высшем уровне руководства. Это указывает на то, что Узбекистан не остается безразличным к Афганистану, напротив, он последовательно развивает и активизирует свою дипломатию в данном направлении.
Из этого следует, что Узбекистан начал использовать свою дипломатию в отношении Афганистана не только в формате прямого диалога, но и на международных площадках. В будущем Узбекистан, по всей видимости, продолжит проявлять активность в подобных форматах. В частности, ожидается участие Афганистана в предстоящем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который состоится 31 августа — 1 сентября в Китае. Узбекистан уже давно выступает с инициативой возобновления деятельности диалоговой группы «ШОС-Афганистан» в рамках организации. Следовательно, и в этом направлении возможны позитивные сдвиги. Кроме того, появляются новые возможности для вовлечения Афганистана в процессы, проходящие в рамках саммита Организации тюркских государств или других региональных структур.
Узбекистан продвигает взвешенный и сбалансированный подход к афганской проблематике, основанный на международном согласии и всеобъемлющем политическом балансе. Это не только поднимает двусторонние отношения на новый уровень, но и способствует переходу узбекской дипломатии на качественно иной этап. Таким образом, становится очевидным, что Узбекистан продолжит придерживаться такого подхода к Афганистану, способствуя его интеграции в международное сообщество.
Полноценное и скорое включение Афганистана в международное сообщество представляется затруднительным. Узбекистан вносит свой вклад в этот процесс, поддерживая постепенный и поэтапный подход. Проведение встреч на столь высоком уровне может стать примером для других государств, способствуя привлечению большего внимания к Афганистану, а также расширению масштабов гуманитарной помощи, исходя из заботы о благополучии афганского народа. Кроме того, Узбекистан заявил о своей инициативе «Донести реальное положение дел в Афганистане в рамках ООН».
В ходе встречи стороны уделили внимание ряду ключевых направлений сотрудничества:
Во-первых, в сфере развития транспортных связей вновь была подчеркнута важность проекта Трансафганской железной дороги. Отмечено, что реализация этого проекта требует ускорения и практических шагов. Данный транспортный коридор призван соединить Узбекистан с пакистанским Пешаваром и далее с портами Индийского океана через территорию Афганистана. Основные преимущества проекта заключаются в существенном снижении транспортных расходов и сокращении сроков доставки грузов. Кроме того, были обсуждены конкретные инициативы, такие как развитие Международного торгового центра в Термезе. Это позволит афганским товарам, особенно сельскохозяйственной продукции, выйти на рынки Центральной Азии и России с использованием транзитных возможностей Узбекистана.
Во-вторых, узбекская сторона выразила готовность инвестировать в ряд ключевых секторов. В частности, речь шла о строительстве железной дороги Балх–Герат–Кандагар, развитии цементной и текстильной промышленности, внедрении электронных систем управления, переработке соляных месторождений и создании нефтеперерабатывающих заводов. Такие инвестиции могут не только способствовать активизации экономической деятельности в Афганистане, но и укрепить позиции Узбекистана как одного из ведущих инвесторов в стране.Начало формы
В-третьих, мулла Барадар подчеркнул, что двусторонний товарооборот между Узбекистаном и Афганистаном превысил 1 миллиард долларов, и выразил стремление довести эту цифру до 2 миллиардов. Такой прогноз выглядит вполне реалистичным, поскольку по итогам 2024 года объём взаимной торговли между двумя странами составил более 1,13 миллиарда долларов, что на 30,7% больше по сравнению с 2023 годом. Из этой суммы 1,09 миллиарда долларов приходится на экспорт узбекских товаров и услуг в Афганистан. В период с января по май 2025 года объём торговли достиг 622 миллионов долларов, что на 62,8% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года. В этом контексте открытие торговых домов Узбекистана в Кабуле и Мазари-Шарифе, а также подписание в июне 2025 года Соглашения о преференциальной торговле являются яркими примерами активизации торговой дипломатии между двумя странами.
В-четвёртых, по итогам переговоров стороны договорились о создании совместной рабочей группы, которая будет собираться один раз в три месяца для координации выполнения достигнутых договорённостей. Это нововведение, безусловно, придаст стратегическую системность и институциональную последовательность двустороннему сотрудничеству.
В заключение можно сказать, что начатый между Узбекистаном и Афганистаном первый диалог на высшем уровне может сыграть ключевую роль в формировании дальнейших шагов по постепенному вовлечению Афганистана в региональное сотрудничество. Подключение страны к торгово-транзитным коридорам и инвестиционным потокам способно внести вклад во внутреннюю стабильность. В этом смысле внешняя политика Ташкента в данном направлении представляет собой пример прагматичной дипломатии, ориентированной на достижение конкретных и положительных результатов.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.