Азербайджан активизирует политико-экономические связи с правительством талибов активно вовлекаясь в процесс создания и развития перспективных товаротранспортных маршрутов в направлении Южной Азии. В авангарде Лазуритовый коридор, запущенный в 2018 году по совместной инициативе Афганистана, Азербайджана, Турции, Грузии и Туркменистана по аналогии древнего маршрута Великого шелкового пути.
2 июля 2025 года на полях саммита Организации экономического сотрудничества в азербайджанском Ханкенды состоялась встреча вице-премьера Афганистана по экономическим вопросам Абдул Гани Барадара с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым, на которой была подчеркнута готовность Баку увеличить объемы экспорта и импорта с Афганистаном. Также обсуждалась перспектива развития поставок по направлению «Южная Азия-Кавказ-Европа». Фактически речь идет о расширении Лазуритового коридора на Пакистан и Индию, что позволит участникам маршрута перетянуть на себя транзитные грузы Индии и ЕС. Перспектива не шуточная с учетом устойчивого роста взаимной торговли двух экономических гигантов. По итогам 2024 года этот показатель перевалил за $137 млрд.
Однако транзитный коридор от Европы до Индии через Южный Кавказ, Туркменистан и Афганистан создает потенциальный риск для жизнеспособности мультимодального коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан-порты Индийского океана», предложенного Узбекистаном. Данная инициатива сопряжена с проектом строительства Трансафганской железной дороги (Кабульского коридора) по маршруту «Термез-Найбабад-Майданшахр-Логар-Харлачи» с прогнозируемой провозной способностью до 20 млн тонн в год. В случае активизации Лазуритового коридора в расширенном варианте Ташкент рискует потерять эти потоки, так как грузы пойдут в обод страны.
Велика вероятность интеграции Лазуритового коридора с западной Трансафганской железной дорогой по маршруту “Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак”, продвигаемой Ашхабадом и Астаной как альтернатива Кабульскому коридору, что также будет противоречить интересам Узбекистана.
Россия может проявить серьезную заинтересованность к Лазуритового коридору, тем более что Москва уже заявляла о намерении соединиться с Афганистаном через Каспийское море с использованием портовой и железнодорожной инфраструктуры Туркменистана.
Чтобы сохранить и приумножить свои конкурентные преимущества в сегменте трансъевразийских, а также трансафганских перевозок, Узбекистану необходимо усилить координацию с ближними странами-партнерами, включая Азербайджан по вопросу транспорта и транзита. Целесообразно рассмотреть вариант расширения Среднего коридора на Афганистан по территории Узбекистана с возможным продолжением маршрута до Пакистана через Кабульский коридор.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.