Почему трансграничная экономическая активность важна для обеих сторон?

Комментарий

04 июля, 2025

Делиться

Почему трансграничная экономическая активность важна для обеих сторон?

Автор: Фаёзиддин Бахриддинов

 

Становится всё более очевидным, что Ташкент выбирает прагматичный подход в отношениях с охваченной войной, управляемой талибами Афганистаном, который до сих пор не признан значительной частью международного сообщества. Этот прагматизм наиболее ярко проявляется в растущих экономических и социальных связях между приграничными регионами. Узбекистан рассматривает Афганистан не только как ключевого участника обеспечения региональной безопасности, но и как потенциальный стратегический транзитный коридор, способный в будущем обеспечить выход на рынки Южной Азии. Кроме того, Афганистан может стать перспективным рынком для узбекских товаров и продукции. Именно поэтому Ташкент стремится отдать приоритет экономическим интересам, несмотря на продолжающиеся сложности в Афганистане.

 

Открыто поддерживая позицию о том, что «Афганистан -неотъемлемая часть Центральной Азии», Узбекистан рассчитывает получить значительные выгоды от расширения сотрудничества в таких сферах, как трансграничные водные ресурсы, борьба с терроризмом, транспортная связность и интеграция торговли. Кроме того, в своём интервью от 1 апреля 2024 года президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что стабилизация Афганистана - это общий интерес как для Центральной Азии, так и для Европейского Союза. Администрация Талибана тепло отреагировала на этот посыл, выразив намерение проводить политику, основанную на «искреннем добрососедстве и взаимных интересах» с Узбекистаном - наглядный пример текущей дипломатической динамики.

 

Таким образом, прагматизм Ташкента, по-видимому, основывается на убеждении, что, если на время отодвинуть в сторону идеологические соображения, широкое экономическое сотрудничество с управляемым талибами Афганистаном может привести к глубокой интеграции двух соседей. Практическим шагом в реализации этого видения стало открытие Международного торгового центра в Термезе (Сурхандарьинская область) в 2022 году, что значительно увеличило объёмы грузоперевозок между двумя странами. Следует отметить, что в 2024 году общий объём торговли между Узбекистаном и Афганистаном достиг 1,1 миллиарда долларов США, из которых свыше 1 миллиарда пришлось на узбекский экспорт в Афганистан. В марте обе страны договорились увеличить этот объём до 3 миллиардов долларов, что свидетельствует о преобладании узбекского экспорта в двусторонней торговле.

 

Однако в июне 2025 года местные СМИ и другие источники сообщили, что так называемая «полиция нравов» Талибана запретила афганским женщинам младше 40 лет работать в Терме́зской Свободной Экономической Зоне. Согласно сообщениям, этот запрет, особенно направленный против женщин, работающих без сопровождения мужчины (махрама), не имел чёткой правовой основы. В результате покупательная способность внутри зоны может в будущем заметно снизиться, если не только женщины-предприниматели, но и потребительницы будут вытеснены. Разумеется, такие меры несут серьёзные риски для двусторонних торговых отношений и стратегии Ташкента по укреплению региональной стабильности через экономическое взаимодействие.

 

Хотя прагматичный подход Узбекистана к Афганистану продиктован экономическими интересами и стремлением усилить свою роль регионального транзитного узла, дальнейшее его осуществление во многом будет зависеть от того, как в будущем будет развиваться идеологическая линия Талибана. Если идеология продолжит усиливать своё влияние в стране, это может не только ослабить отношения между Узбекистаном и Афганистаном, но и подорвать более широкие усилия по региональной интеграции, к которым Ташкент стремится сегодня.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.