По мнению Наргизы Умаровой, старшего научного сотрудника ИАИС, недавние геополитические кризисы в Восточной Европе и на Ближнем Востоке создали благоприятные условия для развития межконтинентальных сухопутных торговых маршрутов, значительно повысив стратегическую роль Центральной Азии как транзитного региона, связывающего основные евразийские рынки.
В своем недавнем анализе она отмечает, что этот сдвиг должен был улучшить внутрирегиональное транспортное сообщение и способствовать интеграции центральноазиатских республик в глобальные цепочки поставок, что имеет решающее значение для экономического роста региона. Однако, по ее мнению, единство пяти центральноазиатских государств в отношении этих инициатив остается недостижимым, поскольку в настоящее время эти страны отдают предпочтение развитию международных транзитных коридоров, а не улучшению местного сообщения.
Автор утверждает, что отсутствие координации между странами привело к дублированию проектов, а их сосредоточенность на индивидуальных интересах породила нездоровую конкуренцию. Это соперничество особенно заметно в действиях Казахстана и Узбекистана, каждый из которых стремится проложить альтернативные маршруты для доступа к турецкому и европейскому рынкам через Каспийское море.
Подробности читайте в аналитической заметке на сайте Института Центральной Азии и Кавказа