В своём комментарии Наргиза Умарова акцентирует внимание на растущей многовекторности и неопределённости в стратегии Узбекистана по развитию трансафганских транспортных коридоров. Отмечая активизацию работ по подготовке технико-экономического обоснования двух маршрутов — Кабульского и Кандагарского, — она подчёркивает, что участие России в проекте может изменить баланс прежних договорённостей, особенно с такими партнёрами, как ОАЭ и Катар. Эксперт обращает внимание на то, что ранее приоритетный Кабульский маршрут теперь сталкивается с конкуренцией со стороны альтернативного Кандагарского коридора, активно продвигаемого также Туркменистаном и потенциально интегрируемого в иранские инфраструктурные проекты.
Кандагарский маршрут рассматривается как выгодная альтернатива, позволяющая соединить Центральную Азию не только с Пакистаном, но и с Ираном и, шире, с Индией через порт Чабахар. Г-жа Умарова подчёркивает, что геополитическая реальность — нестабильность в Пакистане, осложнения в афгано-пакистанских отношениях, а также амбиции Москвы по расширению МТК «Север – Юг» — может склонить Ташкент к пересмотру своих транспортных приоритетов. При этом, как подчеркивает эксперт, отсутствие прозрачности в вопросе финансирования нового проекта и молчание узбекской стороны по поводу своих дальнейших шагов создают атмосферу неопределённости, в которой каждое дипломатическое движение приобретает стратегическое значение.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.