Транспортные проекты в Афганистане: Амбиции Ирана и балансирующая Центральная Азия

Аналитические заметки

29 января, 2025

Делиться

Транспортные проекты в Афганистане: Амбиции Ирана и балансирующая Центральная Азия

В статье Наргизы Умаровой, опубликованной в CACI Analyst, рассматривается растущая конкуренция за трансафганские транспортные коридоры: Узбекистан, Туркменистан и Иран продвигают конкурирующие железнодорожные проекты, чтобы соединить Центральную Азию с Пакистаном и Китаем. Правительство талибов активно поддерживает эти инициативы, признавая стратегическое положение Афганистана как транзитного узла. В то время как Узбекистан продвигает Кабульский коридор (Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар), Туркменистан поддерживает альтернативный маршрут Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Болдак. Тем временем Иран расширяет свою железную дорогу Чабахар-Захедан в сторону Афганистана, стремясь установить прямое сообщение с Китаем через Герат по железнодорожному коридору Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран («Дорога пяти наций»).

 

Как отмечает автор, растущее влияние Ирана на афганскую транспортную инфраструктуру бросает вызов доминированию Узбекистана в региональном транзите. Хотя первоначально Ташкент планировал интегрироваться с поддерживаемой Ираном железной дорогой Хаф-Герат, он сместил акцент на Кабульский коридор, чтобы защитить свои собственные транзитные интересы. Таджикистан, исторически скептически относящийся к талибам, стал более активно участвовать в трансафганских проектах, сотрудничая с Китаем и Кореей в разработке железнодорожной ветки через Шерхан-Бандар. Между тем, коридор ТАТ Туркменистана и торговый маршрут Лапис Лазури предлагают альтернативные связи с Турцией и Европой, усиливая региональную конкуренцию за контроль над афганскими торговыми путями.

 

Усиливающееся соперничество между транспортными коридорами, поддерживаемыми Ираном и Центральной Азией, имеет серьезные геополитические и экономические последствия. Узбекистан сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Ирана и Китая, в то время как Таджикистан и Кыргызстан могут получить стратегическое влияние, обеспечив себе прямой доступ к Китаю и Афганистану. Чтобы сбалансировать региональные интересы и избежать внешней зависимости, государства Центральной Азии должны координировать свои транспортные стратегии, гарантируя, что появление Афганистана в качестве транзитного узла принесет равные выгоды всем заинтересованным сторонам.

 

Читайте статью на сайте CACI Analyst

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.