Транспортный пасьянс — клубок противоречий в Центральной Азии. Кто Джокер в регионе?

Медиа-ресурсы

23 июня, 2025

Делиться

Транспортный пасьянс — клубок противоречий в Центральной Азии. Кто Джокер в регионе?

В интервью старшего научного сотрудника ИПМИ Наргизы Умаровой Президенту аналитического центра «Consultations on International Policy and Economy» Фикрату Шабанову был затронут широкий круг тем, касающихся транспортной геополитики в Центральной Азии. Умарова подробно объяснила природу и значение транспортных коридоров в международных отношениях, подчеркнув их двойственную функцию — как инструмента экономической интеграции и как средства геополитического влияния. Особое внимание было уделено Среднему (Транскаспийскому) коридору, который, по её словам, приобретает всё большую стратегическую значимость на фоне ослабления северного маршрута, проходящего через Россию и Беларусь, из-за санкционного давления.

 

Умарова описала, как страны региона, в частности Узбекистан, используют текущие геополитические вызовы как окно возможностей для развития новых маршрутов. Средний коридор, пролегающий через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, стал основным объектом модернизации и цифровизации, чему способствовали исследования Всемирного банка и ЕБРР. Азербайджан, по её оценке, играет ключевую роль в инфраструктурной связке Центральной Азии с Европой благодаря проектам Баку–Тбилиси–Карс и модернизации порта Алят.

 

Не менее интересной темой стало развитие южного направления, связывающего Узбекистан с портами Пакистана через Афганистан. Умарова особо отметила, что инициатива создания Трансафганской железной дороги принадлежит именно Узбекистану и была заложена ещё до украинского кризиса. Этот проект рассматривается не только как способ диверсификации экспортных путей, но и как средство усиления геоэкономического значения Узбекистана. Он предоставляет региону выход к Индийскому океану и альтернативу иранским и российским маршрутам, особенно актуальную в свете санкций и нестабильности.

 

Также в интервью поднимались политические и логистические нюансы поставок стратегических товаров, таких как уран из Узбекистана во Францию. Умарова подчеркнула, что несмотря на ограничения, связанные с позицией Азербайджана и геополитической напряжённостью, поставки через Россию продолжаются, поскольку железнодорожное сообщение по-прежнему функционирует. Важное место в её выступлении заняла идея, что малые государства, такие как Узбекистан, могут быть самостоятельными инициаторами и субъектами логистической стратегии, а не только объектами внешнего влияния.

 

В завершение беседы Наргиза Умарова обозначила, что современная конкуренция в транспортной политике выходит за рамки традиционного понимания инфраструктуры — она включает в себя цифровизацию, тарифную гармонизацию, экологические аспекты и политическую стабильность. Формирование устойчивых, многовариантных логистических связей становится приоритетом для Центральной Азии, и от способности стран региона действовать скоординированно зависит, смогут ли они превратить своё транзитное положение в стратегическое преимущество.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.