Какие выгоды ожидает Казахстан от строительства Трансафганской железной дороги?

Комментарий

23 апреля, 2025

Делиться

Какие выгоды ожидает Казахстан от строительства Трансафганской железной дороги?

Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Казахстана Серик Жумангарин, находящийся с официальным визитом в Кабуле заявил, что Астана инвестирует $500 млн в проект Трансафганской железной дороги. Должно быть эти средства пойдут на строительство железнодорожного участка «Торгунди-Герат» (113 км), проектированием которого занимается афгано-германская компания «Bakhtar», при содействии индийских специалистов.

 

Год назад Туркменистан и Казахстан договорились о совместной реализации проекта строительства железнодорожного коридора «Торгунди-Герат-Кандагар-Спин-Булдак» с возможностью выхода на пакистанские порты в Индийском океане. Этот маршрут преимущественно пройдет по западным провинциям Афганистана, откуда может быть ответвлен в сторону Ирана и его океанского порта Чабахар.

 

Для Казахстана железнодорожная линия «Торгунди-Герат» важна с точки зрения расширения Международного транспортного коридора «Север-Юг» на Афганистан, что усилит транзитные позиции страны в межрегиональных перевозках в направлении Южной и Западной Азии.

 

В классическом понимании восточная ветка МТК «Север-Юг» связывает Россию с Ираном через железнодорожные сети Казахстана и Туркменистана. Далее грузы следуют морскими путями в Индию. Проактивная политика правительства «Талибан» и соседних с Афганистаном государств, прежде всего, Узбекистана по развитию трансафганской торговли наполняет концепт «Север-Юг» новым содержанием. Не случайно инициатива Ташкента по строительству Кабульского коридора (железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар»), а также идея создания альтернативного железнодорожного коридора через Кандагар, которую продвигают Ашхабад и Астана, находит активную поддержку в Москве.

 

В начале апреля российская сторона объявила о своем участии в подготовке ТЭО Трансафганской железной дороги по обоим маршрутам. Скорее всего, следующим шагом станет вступление в финансовый консорциум проекта, чтобы получить управление альтернативным (в дополнение к иранскому транзиту) каналом экспорта критических ресурсов, включая энергоносителей на обширный рынок Южной Азии и стран Залива. Аналогичная ситуация складывается на газопроводном треке ТАПИ, где РФ и Казахстан также намерены действовать в прочном тандеме.

 

Российский грузопоток в южном направлении обеспечит Казахстану устойчивый доход от транзитных услуг в купе с возможностью расширить торгово-экономическое сотрудничество с Афганистаном. Поставлена цель увеличить товарооборот до $3 млрд. Также Астана заинтересована в разведке и разработке афганских полезных ископаемых. Главным вопросом в реализации этих задач остаётся налаживание надежных транспортных коммуникаций с Афганистаном. Здесь странам Центральной Азии важно достичь взаимной координации на основе единого, прагматического подхода.

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.