Старший научный сотрудник
Болтаев Хамза Муратбаевич
Ведущий научный сотрудник Цетра изучения Афганистана и Южной Азии.
В рамках этой должности он изучает регион, разрабатывает аналитические статьи и материалы, а также участвует в семинарах и конференциях по актуальным темам в регионе.
По оброзаванию Хамза Болтаев юрист и системный аналитик. В 2010 году окончил Академию внутренних дел Республики Узбекистан. В 2014 году прошел обучение в Высшой школе стратегического анализа и погнозирования Республики Узбекистан, а в 2021 году – Департамента изучения войн King’s College в Лондоне.
За свою трудовую деятельность Болтаев Х. проходил службу в органах внутренних дел Республики Узбекистан в 2010-2018 гг., в том числе в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, в должностях сотрудника и руководителя. В 2018-2020 годах работал старшим аналитиком Центра массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, а также ведущим научным сотрудником Центра научно-прикладных исследований Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.
Этот ежегодный флагманский доклад, включающий 13 аналитических обзоров, предлагает альтернативный взгляд на события и события в Афганистане и вокруг него, отдавая приоритет своевременным и значимым тематическим и региональным подходам. Очевидно, что быстрый приход Талибана к власти в августе 2021 года и последующие меры по укреплению их позиций изменили отношения с соседями Афганистана.
Тематический анализ охватывает такие важные проблемы, как терроризм и экстремизм, гуманитарные кризисы, транснациональная преступность, а также политические и социальные проблемы, возникающие в Афганистане. Кроме того, глубоко анализируются спорадические усилия правительства Талибана по регулированию экономической ситуации в стране. В докладе также исследуется роль Афганистана как центра транспортных коммуникаций между его непосредственными и дальними соседями.
В аналитических обзорах освещаются возникающие проблемы, такие как проблемы трансграничных водных ресурсов и пограничные конфликты между Афганистаном и его соседями. Кроме того, в докладе подчеркивается растущая важность Афганистана для республик Центральной Азии (ЦАР) как альтернативного транспортного коридора, диверсифицирующегося от традиционных партнеров. В нескольких статьях оценивается прагматичная внешняя политика ЦАР в отношении Афганистана на фоне сложной международной обстановки, в которой преобладают различные подходы к установлению официальных отношений с Талибаном.
В целом, в докладе идеи представлены в ортодоксальной, но легко понятной манере, а исторические события расположены в хронологическом порядке, чтобы помочь понять современные события.
Скачать доклад
Недавний визит министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова в Кабул 12 марта 2024 года подчеркивает важность постоянного взаимодействия с режимом Талибана. Продолжающиеся переговоры с непризнанной администрацией Талибана отражают глубокую заинтересованность Узбекистана в развитии прагматичных отношений со своим южным соседом. Учитывая критический характер таких вопросов, как торговля, транспортное сообщение и управление водными ресурсами, постоянный диалог между сторонами остается первостепенным.
Читать аналитическую записку
18-19 февраля т.г. в г.Дохе состоялась международная встреча
по Афганистану под эгидой ООН, которую председательствовал Генеральный секретарь – А.Гутерриш. В столицу Катара также прибыли представители 25 государств и региональных организаций, на ряду
с четырьмя афганскими гражданскими активистами. Однако, конференции не удалось достигнуть конкретных результатов
по нескольким причинам.
Во-первых, в условиях отсутствия на конференции представителей действующей власти Исламского Эмирата, нецелесообразно рассчитывать на получение положительных изменений, поскольку Движение «Талибан» (ДТ), которое является не признанным государством и одновременно имеет большую политическую силу в Афганистане. Причиной же отказа от участия стало отклонение его требования быть «единственным официальным представителем Афганистана» на конференции.
Таким образом, мировое сообщество не ассоциирует Афганистан только с талибами, оно выступает за создание инклюзивного правительства, поэтому вовлекает в конференцию гражданских активистов и оппозицию нынешнего правительства. Подтверждением тому является заявление Госдепартамента США о неучастии Талибана
во встрече специальных представителей в Дохе, что в будущем Афганистан не будет принадлежать только Талибану.
Во-вторых, международное сообщество ограничивается лишь предъявлением ультиматумов в отношении Афганистана по вопросам соблюдения прав человека, создания инклюзивного правительства, обеспечения равных свобод для женщин, недопущения превращения страны в «рассадок» терроризма. Данные требования не подкрепляются
со стратегическими мерами их реализации, оставаясь на деле бессодержательными заявлениями перед «проблемным» Афганистаном, который выстраивает общественную жизнь по шариату.
В-третьих, в очередной раз международная конференция не находит результативного подхода для устранения проблем Афганистана, откладывая их на последующие раунды встреч. Так, доказательством этому выступает высказывание Генсека ООН в ходе февральской конференции в Дохе - «После серии консультаций, я буду готов созвать новую встречу». Подобная тенденция, вероятно, приведёт
к безнадёжности данной переговорной площадки для талибов,
не учитывающей их интересы.
Дохинское совещание также стало упреждающим сигналом для ДТ, что неучастие в этом совещании приведёт к их дальнейшей изоляции и официальному непризнанию действующей власти. В этой связи, Афганистану следует принимать активное участие в подобного рода конференциях с мировым сообществом, которое является основным финансовым донором гуманитарной помощи, критически необходимой
в текущем экономическом положении и гуманитарном кризисе в стране.
В заключении, принимая во внимание тот факт, что «Талибан» является одним из основных влиятельных центров силы в Афганистане, мировое сообщество рассматривает варианты компромиссного взаимодействия с талибами при сохранении критической позиции в отношении отдельных решений движения по вопросам прав человека и инклюзивности государственного управления. В то же время, талибы демонстрируют сдержанное отношение к требованиям международных партнеров и в какой-то степени использует свою «жесткую позицию» по этим вопросам в качестве инструмента влияния на ускорение процедуры формального признания их правительства.
Данная аналитическая записка была подготовлена Саломовым Бахтиёрджоном под руководством Хамзы Болтаева.
Саломов Бахтиёржон
Выпускник Университета Мировой Экономики и Дипломатии
Внештатный сотрудник (стажер) Института
Перспективных Международных Исследований при УМЭД
Контакты: salomovbakhtiyorjon@gmail.com
Молниеносный захват Афганистана талибами вызвал довольно спокойную и выжидательную реакцию почти всех республик Центральной Азии (ЦАР), при этом Таджикистан необычайно откровенно высказывался о событиях, происходящих у его южного соседа. Хотя ЦАР не приветствовали быстрое решение администрации Байдена о внезапном выводе союзных войск из Афганистана летом 2021 года, они неохотно адаптировались к реальности. С тех пор соответствующая политика стран Центральной Азии в отношении Афганистана, возглавляемого талибами, имела определенные общие черты, при этом наиболее важной характеристикой является торговый прагматизм. В данной статье исследуются отношения ЦАР с возглавляемым Талибаном Афганистаном, которые во многом определяются нежеланием западных стран признать Талибан официальным правительством Афганистана.
Скачать статью
Вопреки очень смутным и пессимистическим предположениям о том, что тяжелые экономические условия в Афганистане со временем станут еще хуже во время правления Талибана, пока что эта оценка кажется поспешной и преждевременной. Тем не менее, способность Талибана до сих пор оставаться у власти, используя любые доступные инструменты для предотвращения полномасштабного экономического коллапса, ни в коем случае не может рассматриваться как жизнеспособный переход к основательным социально-экономическим реформам. Таким образом, в данной статье будет проанализирована экономика страны, а также ее отношения с Узбекистаном, с большим упором на безопасность и долгосрочные экспортные интересы страны в управляемый Талибаном Афганистан.
Скачать аналитическую записку