Могут ли трансафганские транспортные маршруты разделить Центральную Азию?

Исследовательские статьи

26 июня, 2025

Делиться

Могут ли трансафганские транспортные маршруты разделить Центральную Азию?

В своем анализе для Института Центральной Азии и Кавказа (Central Asia-Caucasus Institute) Наргиза Умарова предупреждает, что растущее число трансафганских транспортных инициатив создает риск фрагментации Центральной Азии, а не ее интеграции. Недавний диалог между Индией и Центральной Азией подтвердил поддержку иранского порта Чабахар, который предлагает Индии и центральноазиатским республикам альтернативный торговый маршрут к Индийскому океану в обход Пакистана. Узбекистан поддержал эту стратегию, рассматривая Чабахар как способ диверсификации транзитных коридоров. Однако рост конкурирующих инфраструктурных проектов — таких как железнодорожные линии Китая, связанные с инициативой «Пояс и путь», расширение Россией Международного транспортного коридора Север-Юг и поддержка Талибаном маршрута Герат-Кандагар — привел к наложению друг на друга, а порой и к конфликту региональных повестки дня.

 

Г-жа Умарова подчеркивает, что развитие новых маршрутов, таких как железная дорога Хаф-Герат и предлагаемая линия Мазар-Герат-Кандагар, может подорвать предпочтительный для Узбекистана трансафганский железнодорожный маршрут через Кабул. Взаимодействие Талибана с Россией, Китаем и Индией в сочетании с стремлением Ирана интегрироваться в региональные коридоры затрудняет Ташкенту сохранение своего стратегического преимущества без более широкой региональной координации. Растущая важность Чабахара может также ослабить поддерживаемый Китаем порт Гвадар, усилив геополитическое соперничество между Пекином и Дели.

 

Автор отмечает, что нестабильность в Пакистане и риск военной эскалации с участием Ирана — особенно в контексте напряженности в отношениях с Израилем — еще больше усложняют эту динамику. Если конфликт нарушит доступ к иранским маршрутам, центральноазиатские государства, возможно, будут вынуждены пересмотреть свою зависимость от Чабахара, при этом оставаясь уязвимыми для изменения грузопотоков и ослабления влияния в региональном транспортном планировании. В конечном итоге, успех Узбекистана в навигации по этой сложной ситуации зависит от достижения консенсуса между центральноазиатскими соседями и представления единого фронта в переговорах с афганскими властями. Без такой координации региональная конкуренция может подорвать их общие стратегические и экономические интересы.

 

Читайте на CACI Analyst

 

* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.