Наргиза Умарова, старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований (ИПМИ), анализирует последствия возобновления Соединенными Штатами кампании «максимального давления» на Иран, в частности ее потенциальное воздействие на порт Чабахар и более широкую региональную транспортную динамику. Она объясняет, что решение президента Дональда Трампа восстановить жесткие санкции против Ирана ставит под угрозу долгосрочные инвестиции Индии в Чабахар, который служит важнейшими воротами для доступа Индии в Центральную Азию и Афганистан. Нацелившись на иранские портовые операции, США могут косвенно ослабить геоэкономические позиции Индии и одновременно усилить стратегическое преимущество пакистанского порта Гвадар, который развивается в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». Это может еще больше обострить конкуренцию между Индией и Китаем за региональные связи и торговые маршруты.
Г-жа Умарова подчеркивает, что Индия уже много лет модернизирует Чабахар, добившись в 2018 году освобождения от санкций США для эксплуатации терминала «Шахид Бехешти». Однако в связи с возобновлением санкций планы Индии по инвестированию 370 миллионов долларов в модернизацию порта могут оказаться под угрозой. Порт Чабахар занимает центральное место в ряде международных транспортных инициатив, включая Международный транспортный коридор «Север-Юг» и Ашхабадское соглашение, способствующее развитию торговли между Центральной Азией и Персидским заливом. Такие страны, как Узбекистан, который в своей морской торговле полагается на внешние порты, проявили большой интерес к использованию транзитного потенциала Чабахара. Запланированное создание логистического центра в порту могло бы значительно увеличить объемы торговли Узбекистана, особенно с Индией, где в 2024 году объем двусторонней торговли достигнет 1 миллиарда долларов. Кроме того, Афганистан, испытывающий напряженность в отношениях с Пакистаном, все чаще обращается к Чабахару как к альтернативному маршруту для своей морской торговли, а завершение строительства железной дороги Хаф-Герат, как ожидается, еще больше расширит возможности сообщения.
Умарова утверждает, что если деятельность Чабахара будет ограничена из-за возобновления санкций США, то у государств Центральной Азии и Афганистана не останется иного выбора, кроме как положиться на Пакистан в плане доступа к морским путям. Это, в свою очередь, укрепит стратегическое значение Исламабада в региональной транспортной сети и усилит геополитическое влияние Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). Китайские инвестиции в порт Гвадар выиграют от упадка Чабахара, что усилит региональное влияние Пекина и одновременно подорвет сухопутное сообщение Индии с Центральной Азией. Кроме того, изменение динамики региональных перевозок может непреднамеренно принести пользу Узбекистану, сделав его Трансафганский железнодорожный коридор (Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар) более привлекательным для инвесторов, что потенциально ускорит его реализацию. Умарова заключает, что режим санкций США, направленный на ограничение экономических возможностей Ирана, будет иметь далеко идущие последствия для региональных связей, изменяя геополитический и торговый ландшафт Южной и Центральной Азии.
* Институт перспективных международных исследований (ИПМИ) не принимает институциональной позиции по каким-либо вопросам; представленные здесь мнения принадлежат автору, или авторам, и не обязательно отражают точку зрения ИПМИ.